Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Черноногие»: темные страницы истории Алжира

© CC0 / Public Domain Horace VernetВзятие Константины французскими войсками 13 октября 1837
Взятие Константины французскими войсками 13 октября 1837
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Черноногими» называли европейцев, которые жили или родились в Алжире во время французской оккупации с 1830 по 1962 год. Теперь они подают в алжирские суды иски, требуя изгнания алжирских семей из «их» домов. Организация алжирских моджахедов напоминает властям о преступлениях, совершенных «черноногими» против алжирского народа. Но во Франции они уже организовали сильное лобби.

Недавняя экономическая инициатива, выдвинутая алжирским премьер-министром Ахмедом Уяхья и посвященная проблеме «французских колонистов» и алжирцев, обвинённых в измене родине в период колониального господства Франции, вновь вернула к жизни вопрос так называемых «Чёрных ног».


Это щекотливая тема связана с жертвами алжирского народа в результате военных преступлений, пыток и колониальной эксплуатации, продолжавшихся в течение 130 лет.


История названия


В колониальной лексике мы можем найти символические названия банд, которые представляли собой скрытый двигатель колониализма и способствовали большему проникновению в колонии. Такой была банда «Красная рука», убившая многих моджахедов и борцов сопротивления. По примеру этой группировки в колониальный период в Алжире появилась банда «Черные ноги». Имеются различные версии происхождения этого названия, но все они схожи в том, что оно относится к европейским поселенцам, которые жили или родились в Алжире во время периода французской оккупации с 1830 по 1962 годы.


Историки считают, что «Черные ноги» — это отсылка к черной солдатской обуви французов, за что алжирцы их так прозвали в 1830 году, когда французские войска впервые вошли на территорию страны.


Другие связывают такое название с колонистами-фермерами, которые захватили алжирские сельскохозяйственные угодья и босыми ногами отжимали виноград для производства соков и вин.


В то же время другие отрицают эти версии и считают, что так называли отдельных лиц и группы французов, наказанных французскими властями за выходки, противоречащие общественной морали. Наказанием была ходьба босиком в течение многих дней до Марселя, результатом чего стало то, что их ноги стали настолько грязными, что обретали чёрный цвет из-за скопившейся грязи и глины. После этого их депортировали в Алжир, который в тот период был французской колонией.


По следам памяти


Однако такая интерпретация далека от реальности, и возвращение премьер-министра Уяхья к рассмотрению этого вопроса вызвало большую путаницу и разногласия. Ряд политических и национальных деятелей, а также Организация алжирских моджахедов, в которую входят бывшие алжирские бойцы, осудили данную инициативу и выразили свой протест в ответ на попытку стряхнуть пыль с этой запретной темы. Они убеждены в том, что возвращение к этой проблеме будет значить нормализацию отношений с теми, кто запятнал свои руки кровью невинных жителей Алжира, и представляет собой попытку перешагнуть через прошлое, связывающее две страны, забыв о колониальном периоде в алжирской истории.


Запачканные руки


В своём заявлении Организация алжирских моджахедов напомнила властям о преступлениях, совершенных «Чёрными ногами» против алжирского народа во время французской оккупации, продолжавшейся в течение 132 лет. В тексте заявления говорится: «Они забыли, какие несчастья "Черные ноги" и колонисты принесли людям в колониальную эпоху, особенно в период появления секретных террористических банд, которые совершали отвратительнейшие преступления и распространяли в стране коррупцию, убийства и разрушения».


На них также возлагается полная ответственность за акты террора, пытки, проявления колониального расизма и продолжающееся насилие в некоторых алжирских городах.
В эти банды, как свидетельствуют источники, входили французские интеллектуалы, чиновники и политики, а также многие поселенцы, большинство из которых имели итальянское, испанское и восточноевропейское происхождение, исповедовали католицизм, протестантизм и иудаизм и проживали в пригородах Тлемсена, Константины, Орана, Аннабы и Сиди-Бель-Аббеса.


Их массовое бегство началось после резни в Оране в 1962 году, где в период с 1962 по 1964 годы их насчитывалось более 800 тысяч человек. Эти люди заняли высокие должности после миграции во Францию и с тех пор превратились в «сильное лобби» в сфере экономики, культуры и политики, представляя интересы крайне правых групп, которые учредили Союз защиты прав французов, изгнанных из Алжира и других стран.


Попытка вернуться


В попытке продолжить господствовать на территории своей бывшей колонии и подчинить себе Алжир эти банды предпринимают меры, чтобы вернуться на алжирскую землю. Так, они подали несколько исков для получения компенсации на основании французского закона от 15 июля 1970 года, согласно которому предоставленные им средства со стороны французского правительства — лишь малая часть того, что положено им по праву.


Так, они подали в алжирские суды десятки исков, требуя изгнания алжирских семей из своих домов и передачи их им на том основании, что у них имеются документы, подтверждающие их право на собственность.