В преддверии чемпионата мира появились статьи, где рассказывалось, что российских работников учат, как правильно улыбаться иностранным футбольным болельщикам, которые вскоре посетят их страну.
Одна из нас — Маша — русский эмигрант. Она быстро объяснит вам, что в России случайная улыбка, адресованная незнакомым людям на публике, часто рассматривается как признак психического заболевания или низкого интеллекта.
В США и многих других странах улыбка является обычным, рефлексивным жестом доброй воли.
В самом деле, понятие так называемого «улыбочного разрыва» не лишено оснований: в наших исследованиях в области психологии мы заметили поразительную разницу в том, как часто люди улыбаются в Соединенных Штатах по сравнению с Россией. Для американцев было бы легко предположить, что это определенным образом характеризует русских — что они недружелюбные, бессердечные люди.
Но это совсем не так. Стоит разобраться, почему некоторые формы самовыражения, такие как улыбка, становятся ключевой частью социального обмена в одних культурах, и не становятся таковыми в других.
Смазывание социальных механизмов
Насколько мы можем судить, есть два вероятных объяснения «улыбочного разрыва».
Первое связано с тем, как люди в разных культурах общаются друг с другом. Различные культуры имеют разные «правила отображения» (или нормы, которые диктуют то, как люди должны самовыражаться).
Правила отображения часто зависят от так называемой «социальной дистанции», которая имеет отношение к ожидаемой приватности в данной культуре. Исследования показали, что в России социальная дистанция ниже по сравнению с США. Это означает, что люди обычно готовы к тому, что к ним обратятся незнакомые люди, и существует больше взаимопонимания. Там меньше давления, связанного с отображением положительных эмоций — таких как улыбка — для того, чтобы обозначить дружелюбие или открытость, потому что обычно предполагается, что вы уже на одной волне.
Поэтому при приближении к незнакомцу улыбка может смазать механизмы социального взаимодействия и помочь другому человеку чувствовать себя спокойно.
Значение улыбки
Во-вторых, это явление можно рассматривать через призму межкультурных различий в личности или темпераменте. Мы знаем, что разные культуры по-разному переживают, выражают и регулируют свои эмоции.
Например, в нашей работе мы проследили, как у детей в разных культурах развиваются разные темпераменты.
В серии исследований, проведенных вместе с психологом Еленой Слободской из НИИ физиологии и фундаментальной медицины Новосибирского государственного университета (так в тексте. Судя по всему, имеется ввиду НИИ физиологии и фундаментальной медицины Сибирского Отделения Российской Академии медицинских наук — прим. перев.), мы обнаружили, что матери в России, по сравнению с американскими, чаще сообщали, что их грудные дети демонстрируют негативные эмоции, такие как гнев или разочарование. Российские матери также отметили, что их малыши демонстрируют более низкий уровень положительной эмоциональной экспрессии, включая улыбку и смех.
Среди этих выводов есть интересный момент. Американские малыши, которые, скорее всего, выражали положительные эмоции, в то же самое время лучше проявляли себя в саморегуляции. Другими словами, они лучше контролировали свои эмоции и поведение. При этом склонность их русских сверстников выражать позитивные эмоции не была связана с самоконтролем.
О чем говорят такие результаты?
В каждой культуре улыбка работает по-своему. В России дети могут сокращать мышцы лица только тогда, когда они действительно счастливы. Это подлинное выражение эмоций.
В США дети способны развить понимание того, что улыбка является важным социальным сигналом, который не обязательно отражает, что они в действительности чувствуют, но вместо этого демонстрирует признательность или благодарность другому человеку. Это позволяет объяснить, почему американские дети, которые чаще улыбаются, также более склонны к самоконтролю.
Далее, свою роль могут сыграть отношения и убеждения взрослых. Американские родители могут думать, что дети, которые ведут себя позитивно, также обладают другими полезными чертами, такими как способность сосредоточиться и контролировать свое поведение.
Другими словами, в США, счастливый ребенок воспринимается как «хороший» ребенок. С другой стороны, российские воспитатели не видят никакой связи между частым проявлением на лице ребенка улыбки и его манерами и поведением. Эти дети менее склонны улыбаться в повседневных социальных взаимодействиях.
Тем не менее, пока чемпионат мира не закончится, многие иностранные футбольные болельщики каждый раз будут улыбаться, заказывая еду и спрашивая дорогу. А многие россияне будут, стиснув зубы, делать в ответ счастливые лица.