Одержав на старте турнира две убедительные победы, российский тренер Станислав Черчесов удивил многих. Ведь к старту домашнего чемпионата его команда подошла с серией из семи безвыигрышных матчей. Но на то и существуют товарищеские игры, чтобы заниматься изучением возможностей собственной команды, а не соперника. Обозреватели сбивались со счета, перечисляя списки опробованных им игроков и упрекали его в обильной ротации состава.
Однако игры, которые Черчесов упорно называет не «товарищескими», а «контрольными» были использованы им по своему прямому назначению — тренерскому штабу удалось собрать состав, который мог выполнить задачи по крайней мере группового этапа. А вот на этой стадии уже следовало максимально внимательно отнестись к изучению игры соперников по группе, чтобы на основе избранных исполнителей определить тактику собственной игры.
Поэтому победы над Саудовской Аравией и Египтом стали вторым, а не первым успехом команды хозяев. Грамотно изучив соперников, специалисты тренерского штаба Черчесова били их в уязвимые места. Например, Саудовская Аравия строит свою игру на контроле мяча (что явилось для многих откровением), но в силу не слишком высокого класса игроков делает это неуверенно. Следовательно, россияне решили задавить их агрессией в отборе — больше передач на выходе в атаку — больше возможностей для перехвата и отбора. К тому же ломать — не строить и подготовленные физически россияне просто смели соперника быстрыми контратаками и добили реализацией стандартов.
Набрав необходимое количество очков, к игре с Уругваем Россия отнеслась что называется «спустя руки». Многие скажут: что это за мега-команда такая, которая позволяет себе такие маневры.. Позволяет, и заслуженно — против Уругвая Черчесов не стал расходовать и без того не слишком большие ресурсы и сберег команду физически и психологически и организационно. Например, имевший предупреждение Головин не попал в состав и был прибережен на плей-офф. И здесь тренер команды вновь маневрировал своими сильнейшими игроками.
С Испанией Россия вновь не сделала ничего лишнего — обеспечив глухую оборону в течение 90 минут, хозяева могли рассчитывать лишь на контратаки. Другое дело, что их надо было эффективно использовать, и здесь как раз стратегия Черчесова не сработала. В данной ситуации напрашивалось выпустить более универсального форварда Смолова, который вышел лишь на замену и в дуэте с появлением Черышева без сомнений должен был переломить ход игры.
Этого не случилось и в данном маленьком эпизоде Черчесов проиграл. Его команда не сумела организовать сколько-нибудь эффективную контригру на фона владения испанцев. За второй тайм Россия нанесла лишь один (!) удар по воротам. Выход более мобильных Смолова и Черышева просто вопил о желании Черчесова добиться если не победы, то успеха. Ему это не удалось, и главным героем России в 1/4 следует считать Акинфеева, ведь вообще этот вратарь вовсе не являлся специалистом по пенальти.
Игорь Акинфеев парировал два удара, а Давид Де Хеа не сумел ни разу выручить свою команду. Даже если не считать серию послематчевых пенальти, Де Хеа отразил всего 2 из 8 ударов на этом чемпионате (25%). Это худший показатель среди всех вратарей на турнире.
Успех игры Акинфеева оказался важен и без отраженного пенальти.
Впереди Россию ждет Хорватия, но с этим соперником хозяевам, наверное, уже не справиться. Ведь сильнейшей стороной команды хозяев является не рекордсмен Дзюба, а сформированная Черчесовым средняя средняя линия — Газинский/Кузяев, — Головин — Зобнин. На эффективность этого порядка не повлиял даже вылет подверженного травмам Дзагоева, который долго был ментальным лидером команды. Однако в игре с Хорватией этой самой средней линией России придется потягаться с Модричем и Ракитичем — главным достоянием Хорватии.
Поэтому итог противостояния команд, козырями которых обоюдно являются центральные полузащитники в этом случае «немного предсказуем». В битве «козырей» сильнейшими окажутся более опытные и звездные игроки, имеющие, к тому же, опыт участия в подобных турнирах. Хорватия в 1/4 финала — возможно наиболее сложный вариант для России из всех возможных, где можно было «закрыться и контратаковать».