Если рассматривать военно-морской флот России с точки зрения расходов на оборону, то он кажется забытым пасынком российских военных сил. Но это не так, учитывая развертывание и активизацию этих войск. В прошлом году Москва использовала флот стратегически: давая понять соседям, какие потенциальные экономические и военные угрозы их ждут.
Во время недавних учений, проводимых РФ в Балтийском море, российский флот не раз игнорировал исключительные экономические зоны Швеции и Латвии: из-за чего местное воздушное и военно-морское движение было частично приостановлено. Такая демонстрация силы с явной целью показать презрительное отношение Москвы к суверенитету соседей, привычна для российских чиновников и военных. И не ограничивается Балтийским морем.
На Украине Москва построила мост, соединяющий Крым с РФ, и теперь намеренно мешает украинским торговым судам ходить в Азовском море. А тем временем Черноморский флот находится в полной боевой готовности, чтобы защитить захваченные Россией украинские буровые платформы. Российские суда задерживают украинские коммерческие суда вблизи Одессы. И, наконец, на прошлой неделе Москва организовала несанкционированные перемещения войск в районах Молдовы, граничащих с Украиной: демонстрация способности атаковать Одессу с суши.
Возможно, на предстоящем саммите 11-12 июля альянс уделит особое внимание Черному морю. Однако пока Украина должна позаботиться о себе сама.
Это означает, что Минобороны страны пора вспомнить о своем флоте и использовать ресурсы, которые предлагает Вашингтон и другие члены НАТО для укрепления военно-морской обороны Украины. Кстати, отказ министерства от предложений развивать потенциал для защиты побережья, начиная от наземных сил и постепенно расширяясь к морским, для западной аудитории так и остался необъяснимым. Выходит, Украина не использовала все возможности, чтобы развить свой военно-морской потенциал. Из-за этого Минобороны и правительство в глазах Запада выглядят нерешительными и некомпетентными.
Украина — наиболее уязвимый игрок в этой ситуации, и Западу будет куда труднее защищать Черное море с таким пренебрежительным отношением с ее стороны. А ведь вопрос защиты Черного моря — это еще и в определенном смысле проверка готовности Киева предпринимать необходимые военно-политические меры по собственной защите. Это может стать шансом для страны добиться того, к чему она так давно стремится: разубедить скептически настроенных членов НАТО по поводу ее участия в альянсе.
Если бы Киев приложил все усилия, чтобы придать огласке эту проблему и противостоять ей, украинский народ было бы проще защитить. Впрочем, не только его: еще и три приморских государства-члена НАТО — Румынию, Болгарию и Турцию, а также Грузию, на которую Россия оказывает сильное давление.
Наконец, следует помнить: Россия не строит крупные капитальные корабли, однако производит меньшие фрегаты и корветы, а также у нее есть новые подводные лодки. Все вместе они представляют собой серьезную угрозу аэрокосмическим операциям НАТО. К тому же они могут обеспечить защиту наземным войскам, посягающим на соседние территории — Украину и страны Балтии. (Именно это российские советники предложили Египту в 1973 году в Войне Судного Дня: результаты были далеко идущими).
Да, вероятно, у России есть возможность вести лишь ограниченные войны с применением обычного вооружения. Но именно благодаря таким войнам, она может добиться глубинных стратегических изменений.
На ближайшее будущее перед НАТО и Украиной стоит одна из важнейших задач: усилить свою оборону в море.