В конце июня в Канаде состоялись переговоры в верхах между странами «Большой семерки», где четко обозначилось противостояние между США и остальными странами по вопросам торговли. Однако в повестке дня появилась еще одна тема. Президент США Дональд Трамп предложил вернуть Россию в данную структуру и возродить «Большую восьмерку».
Президент Трамп сделал это «взрывное» заявление прямо перед завершением саммита в Шарлевуа. Он также ясно обозначил свою позицию журналистам в Белом доме в Вашингтоне: «Почему мы ведем переговоры, на которых нет России?». Он считает, что нужно снова разрешить России участвовать в саммите и вернуть ее в «Большую восьмерку».
Причины господин Трамп объяснил следующим образом: «Нужно отодвинуть в сторону наши предпочтения и неприязни и осуществлять управление миром». Он также, в частности, отметил, что России, как участнику этого процесса, тоже необходимо «сесть за стол переговоров».
Трамп понимает, что в обсуждении таких неразрешенных проблем, как кризис на Украине или проблема мира в Сирии, не обойтись без участия России, которая неизменно имеет международное влияние. Впрочем, есть также и мнение, что ему не понравилась ситуация, когда другие страны-участницы непрестанно критиковали США по торговым вопросам, поэтому своим внезапным высказыванием по поводу России он заранее решил смутить участников, чтобы тема переговоров в верхах не ограничивалась лишь торговлей.
Как бы там ни было, предложение о включении России в клуб передовых держав тут же вызвало возражения со стороны других стран-участниц. Особенно возмутилась канцлер Германии Ангела Меркель: «Мы еще не определили условия возвращения России в G8». «Мы договаривались о том, что пока не будет виден значительный прогресс в решении проблемы Украины, возвращение России в G7 невозможно», — заявила она и назвала заявление Трампа непредусмотрительным.
Однако если смотреть реалистично, вероятность, что Россия, заявляющая, что Крым «исторически является российской территорией», вернет его Украине, практически равна нулю. Исходя из этого, США и европейские страны фактически откладывают проблему Крыма в долгий ящик и ставят реальным условием снятия антироссийских санкций исполнение «Минских соглашений», предписывающих разрешить конфликт между правительственной армией Восточной Украины и российскими вооруженными силами, а также установление мира.
Нынешние заявления канцлера Меркель дали понять, что пока Россия полностью не выполнит Минские соглашения, возвращение России в «Большую восьмерку», и, тем более, снятие санкций, невозможно.
Россия не станет отказываться от Крыма, чтобы вернуться в «Большую восьмерку»
Тем не менее, среди лидеров «Большой семерки» мнение о России не едино. Так, президент Трамп, предложивший возрождение «Большой восьмерки», изначально был нацелен на улучшение отношений с Россией.
Среди европейских стран мнения тоже сильно различаются — премьер-министр Италии Джузеппе Конте, недавно занявший эту должность, согласился с Трампом: «Я поддерживаю предложение президента Трампа. Возвращение России в "Большую восьмерку" будет отвечать интересам всех стран». Кроме того, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступающий за укрепление отношений с Россией для решения проблемы Северных территорий, не выразил четкого недовольства или одобрения по поводу предложения о возрождении «Большой восьмерки».
Чтобы утвердить возвращение России, необходимо согласие всех стран-участниц «Большой семерки», и вероятности, в ближайшем будущем G7 действительно вернется к системе G8, практически нет. Однако споры, начало которым положило нынешнее предложение Трампа, вместе с обнаружением раскола в G7 и противостояний по поводу торгового вопроса, кажется, неожиданно стали поводом для усиления чувства присутствия России в международном сообществе.
Но какой же была реакция самой России?
«Мы не выходили из "Большой восьмерки". (Западные) коллеги в тот момент по известным причинам отказались приехать в Россию. Если снова получится встретиться с ними в Москве, мы будем очень рады».
Так ответил на вопросы журналистов президент Путин 10 июня после переговоров в верхах Шанхайской организации сотрудничества, состоявшихся в городе Циндао в Китае. «Известные причины» — это присоединение Крыма. Вероятно, высказывание президента России следует воспринимать как в высшей степени ироничное.
На самом деле в 2014 году, когда руководители G7 решили исключить Россию из G8, Россия была государством-председателем G8. В июне того же года планировалось провести переговоры в верхах в Сочи, однако лидеры G7 в конце марта, после присоединения Крыма, провело срочную встречу на высшем уровне в Гааге, Нидерланды. Они решили не ехать на переговоры в Сочи, а также приостановить участие России в G8, пока «Россия не изменит свою политику».
В ответ на это министр иностранных дел Сергей Лавров тогда сделал критическое заявление: «Большая восьмерка не может никого исключать из своего состава», но в то же время сказал, что «Россия не настаивает на сохранении "Большой восьмерки"». Этим он ясно дал понять, что Россия не готова пойти на отказ от Крыма, чтобы вернуться в «Большую восьмерку».
Глава МИД Лавров также высказался следующим образом о нынешнем заявлении Трампа, потребовавшего возрождения «Большой восьмерки». «Когда наши западные партнеры не приняли участия в "Большой восьмерке", а решили вернуться к структуре "Большой семерки", мы приняли их решение. Мы осуществляем успешную деятельность в рамках других структур, например, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС (группа из пяти развивающихся стран — Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), а также "Большой двадцатке" (состоит из важнейших 20 стран и регионов)».
«Большую двадцатку» он назвал «более перспективной структурой», а также обозначил намерение России и дальше придавать большое значение этой организации. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тоже высказался следующим образом: «С точки зрения России, "Большая восьмерка" с каждым годом теряет эффективность. Причина в том, что в условиях меняющейся политической и экономической ситуации, более значимые результаты приносит такая структура, как G20, в которой активно участвует Россия». Он подчеркнул, что, сколько бы «Большую восьмерку» не называли «клубом передовых держав», у России практически нет желания и повода возвращаться в G8 на данном этапе.
Так кто же «друзья» и «враги» России? Согласно опросу, который в конце мая этого года провела российская организация по исследованию общественного мнения «Левада-центр» и в ходе которого попросила назвать каждого респондента по пять «друзей» и «врагов» России, на верхних позициях среди стран, которые являются «близкими» и «дружественными», находятся Китай и Индия, а список «недружественных» и «враждебных» возглавили США, Великобритания, Германия и другие. Видимо, такое гражданское сознание тоже является причиной того, что режим Путина придает большее значение G20, куда входит Китай и Индия, чем G8, где главную роль играют США и Европейские страны.
Отпор России «высокомерному отношению» к ней США и Европы
Для России существует еще одно обстоятельство, связанное с прошлым, которое вызывает отрицательное отношение к G8.
Отношения «Большой семерки» и России (СССР) начались в июле 1991 года, когда после завершения холодной войны руководство «Большой семерки» пригласило на саммит в Лондоне президента СССР Горбачева, и по окончании совещания в верхах «Большой семерки» состоялась специальная встреча «G7+1». После распада СССР президент России Ельцин (а в 1996 г. премьер-министр Черномырдин) в качестве специального гостя стал каждый год участвовать во встрече членов «Большой семерки».
Эта структура стала называться «Большой восьмеркой», и Россия впервые стала ее полноправным членом на саммите в Денвере (США), состоявшемся в 1997 году. Начиная с саммита в Бирмингеме (Великобритания), прошедшем в следующем, 1998 году, Россия стала присутствовать на всех встречах, в том числе и связанных с экономикой, и стала полноценным членом структуры.
Вход России в «Большую восьмерку» способствовал зарождению в постсоветской России демократии и рыночной экономики, а также был высокомерной попыткой включить Россию в Западный блок. Это было в определенной степени унизительно для России, однако у США был еще один замысел. Он четко осуществился в виде переговоров в верхах между США и Россией, который состоялся за три месяца до саммита в Денвере.
На переговорах президент Клинтон пообещал России место в «Большой восьмерке» и поддержку ее скорейшего вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако в обмен на это он потребовал от президента Ельцина следующего. Это признание вступления в Организацию Североатлантического договора (НАТО) трех восточноевропейских стран — Польши, Венгрии и Чехии.
Эти три страны в результате в 1999 году вступили в НАТО и положили начало расширению НАТО на восток. Расширение произошло снова и достигло территории бывшего СССР, которую во время переговоров в верхах в Хельсинки президент Ельцин назвал «границей допустимого», когда в 2004 году страны Прибалтики (Эстония, Латвия и Литва) вошли в НАТО.
Президент Путин еще раньше яростно критиковал расширение НАТО на восток, называя это «предательством со стороны США». Позиция G8 по отношению к России обусловлена исторически сложившейся ситуацией, по которой вступление в нее является частью «сделки» в рамках процесса расширения НАТО.
Если учесть эти обстоятельства, то можно сделать вывод, что господин Путин изначально относился к G8 с неодобрением. Нельзя сказать, что Россия хотела бы вернуться в G8, даже если не брать во внимание ее международный статус.