Жаркие выходные достались Германии как в прямом, так и в образном значении. Когда в субботу вечером канцлер Меркель и ее мятежный министр Зеехофер вышли к своим командам из кабинета главы правительства с бокалами вина, показалось, что худший в истории современной Германии политический кризис миновал. На воскресенье оставались формальности: доверенные лица обеих братских партий должны были договориться, как спасти лицо Зеехофера и самой ХСС после того, что в Брюсселе канцлер обыграла их обоих с разгромным счетом.
Вероятно, в подобных кризисных ситуациях у Меркель нет равных по технике. Она — Пеле международной политики, и баварцам ее не осилить. Хоть они и тысячу раз, на мой взгляд, правы.
В одну неделю канцлер перевернула игру. За нее вступилась крупная немецкая промышленность, жизненно завязанная на Европу, множество европейских лидеров, большая часть элиты ее партии и почти 70% баварцев! Она сумела перетащить на свою сторону даже австрийского канцлера, который еще неделю тому назад так рьяно поддерживал баварскую фронду.
Конечно, Меркель не нужен капитулировавший министр и униженная Бавария. Она на практике знает, что у победы порой бывает цена, которая превращает ее в поражение.
Чтоб избежать подобного, из Брюсселя канцлер привезла такой план, который удобно наполнить, словно бокал: можно вином, а можно и в рифму. Она ожидала, что ее политический противник выберет первое. Но в воскресенье поздно вечером он неожиданно рванул по бездорожью: заявил об отставке с постов министра и главы партии.
Вот этого от Зеехофера никто не ожидал! Даже баварский премьер и его наследник Маркус Зедер публично опешил: Хорст вчера вечером нас всех удивил!
Весь понедельник правящая элита страны пыталась примирить лидеров двух братских партий. Но получилось у президента Бундестага Шойбле — легенды и совести немецкой политики.
К ночи понедельника канцлер и ее мятежный министр внутренних дел пришли к согласию.
Как мы с вами и предполагали на прошлой неделе, все планы Зеехофера по беженцам будут реализованы, но под мудрой редакцией Меркель. Однако в другой вербальной оболочке.
Чего требовал Зеехофер? Организовать в стране сеть лагерей, куда направлять всех проблемных мигрантов, в первую очередь тех, кто уже отметился в другой стране ЕС.
Что будет в итоге сделано? По договоренности с канцлером Австрии, на границе Австрии и ФРГ будут открыты транзитные центры для таких проблемных беженцев.
Конечно, транзитный центр это не режимный лагерь. Хотя, думаю, из-за особенностей месторасположения и федерального подчинения режим там будет гораздо более жестким, чем планировал Зеехофер в своих региональных лагерях…
Но главное, кризис завершен. Зеехофер остается и министром, и лидером партии, Бавария не чувствует себя униженной и побежденной. А Меркель… Она показала такой высший политический пилотаж и в такое сжатое время, что ей временно больше нечего просить у Судьбы. Разве что возможности отоспаться…
Но вряд ли канцлера ждет спокойный остаток лета. Потому что в тренд возвращаются греки. Да-да, они! Их уже целых три года не было на сцене.
И грекам снова, представьте, нужны деньги! Без Германии касса открыта не будет: этим Меркель, вероятно, и убедила греческого и итальянского коллег в Брюсселе: не поможете мне спасти коалицию — получите Германию с закрытой кассой. А такой вариант опасен не только грекам, но и всей южной Европе.
Просят Афины пока не очень много, миллиардов 50. Но с учетом уже проеденных Элладой 330 европейских миллиардов с начала текущего века, кажется, что беженцы нам обходятся гораздо дешевле. Однако это уже совсем другая тема.