Единственным, что удивило мир больше, чем победы российской футбольной команды, была светлая атмосфера на Чемпионате мира этого года. Болельщики со всей страны собрались в России несмотря на все политические трения — хотя отравление двух новых людей нервнопаралитическим веществом «Новичок» бросило тень на будущие матчи. Российские службы безопасности смотрели сквозь пальцы на мелкие нарушения, что привело к превращению городских центров в площадки для непрерывных вечеринок. Когда Россия одержала победу над Испанией 1 июля, автомобили перекрыли московские дороги и устроили импровизированную уличную дискотеку. Тысячи развеселых гуляк прошествовали мимо Большого театра, где балерины тоже следили за матчем за кулисами, и дошли до Лубянки, где располагается штаб ФСБ — наследницы КГБ.
Такие послабления превратили чемпионат в куда более жизнерадостное мероприятие, чем ожидалось. «Публичные процессии, для которых не нужно получать разрешение за месяц до их проведения, гуляния на открытом воздухе, после которых не происходит арестов, совместное веселье с полицейскими — Чемпионат мира в России превратился в праздник свободы», — отметил обозреватель Максим Трудолюбов. Иностранных гостей встретил теплый прием со стороны российских болельщиков, которые, в свою очередь, обнаружили, что внешний мир куда менее враждебен, чем твердит государственное телевидение. Этому только поспособствовала солнечная погода и реки пива.
Некоторые опасаются, что Кремль воспользуется спортивными достижениями в политических целях, как это было сделано после Олимпийских игр в Сочи в 2014 (после того, как Россия мошенническим путем добилась победы в соревнованиях, она аннексировала Крым). Однако в этот раз спортивная эйфория вызывает скорее облегчение после постоянных конфликтов последних лет. Взгляните только на объятия между американскими и российскими болельщиками в московском метро, которые повторяют друг другу, что «все изменится». Выкрики «Рос-си-я!», в ходе аннексии Крыма ассоциировавшиеся с агрессивным российским национализмом, сейчас звучат как проявление благожелательного патриотизма. Само собой, эта счастливая пора не приведет к коренным переменам в российской политике, особенно внешней — политзаключенных не выпустят из тюрем, а Путин не прекратит внешнюю агрессию. Однако после такого международного карнавала Кремлю будет труднее снова превратить Россию в осажденную крепость.