Недавнее исследование центра «Пью Ресерч» посвящено изменению показателей религиозности населения в мире с упором на различия между молодыми (менее 40 лет) и старшими поколениями. В данном случае сравнение проводится от страны к стране или от континента к континенту без учета конкретных религиозных предпочтений людей.
Мощная тенденция к секуляризации в Западной Европе на самом деле охватывает весь европейский континент, хотя и менее выражена в его восточной части.
У Европы, где христианская вера занимает доминирующее положение, прослеживается самая заметная связь с Северной Америкой, которая тоже представляет собой землю христианства. Аналогичная тенденция наблюдается в Австралии, которая очень сильно выделяется на фоне Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, именно в Европе просматривается очень большой разрыв между теми, кто называют себя верующими, и теми, кто говорят о большой роли религии в их личной жизни. Кроме того, именно там (а также в Австралии, Канаде и США) наблюдается наибольшее число атеистов.
Спад религиозности — видимая тенденция
В США долгое время складывалась особая ситуация по сравнению с другими развитыми западными странами: религиозность населения оставалась там очень высокой. Тем не менее смена поколений меняет ситуацию. Так, различия между группами старше и младше 40 лет представляются там очень значительными. Доля верующих составляет в них, соответственно, 83% и 66%, а число тех, кто отводят вере большое место в личной жизни, достигает 60% и 43%.
С учетом этих цифр возникает соблазн сделать вывод о том, что христианская вера находится под куда большей угрозой секуляризации, чем ислам, в связи с собственными характерными чертами, тем более что в Северной Африке и на Ближнем Востоке (там доминирующее положение занимает ислам) такая тенденция отсутствует с точки зрения религиозной принадлежности или очень слаба с точки зрения значимости веры в личной жизни.
Эта гипотеза действительно выглядит привлекательной, но факты противоречат ей. В некоторых христианских обществах не прослеживается настолько мощная секуляризация: это касается в частности Латинской Америки. В Центральной Африке этого тоже не видно вне зависимости от веры, христианства или ислама. В то же время на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где сложились мусульманские общества, такая тенденция слаба, но все же заметна, особенно в Алжире, Иордании, Египте и даже Иране. Данные исследования говорят о том, что вне зависимости от доли людей, которые уделяют вере большое место в личной жизни, спад религиозности проявляется во всех регионах (за исключением Центральной Африки), какой бы ни была их доминирующая вера. Толчком для этого становится смена поколений.
Чем выше ВВП, тем меньше молятся
Существуют и другие гипотезы касательно причин набирающей силу тенденции по секуляризации большей части обществ. Самую многообещающую дают нам данные исследования: прогресс секуляризации различных обществ тесно связан с масштабом экономических, демографических и социальных преобразований, которые эти общества переживают или пережили в прошлом. Для оценки взаимосвязи в исследовании используется пять переменных: демографическая динамика, ожидаемая продолжительность жизни, среднее число лет учебы жителей, богатство на одного жителя и уровень неравенства.
В целом, эти пять переменных явно коррелируют с показателями религиозности. Приведем несколько примеров. Жители страны тем чаще говорят о значимости для них религии, чем активнее в стране демографический рост. Так, в Нигере, где население должно вырасти вчетверо с 2015 к 2060 году, религию признают для себя важной 86% граждан. Тогда как в Дании, где демографический рост чуть больше 0, этот показатель составляет 10%. Подобная ситуация наблюдается и с точки зрения показателя неравенства (оценивается от 0 до 1): в Замбии он составляет 0,6 против 0,2 в Финляндии, тогда как о большой значимости веры для них говорят 90% замбийцев и 10% финнов.
Если же взять такой экономический показатель как ВВП на душу населения по паритету покупательной способности и такой религиозный показатель как ежедневная молитва, второй обратно пропорционален первому. Так, например, в Норвегии речь идет о 70 000 долларов и 18%, а в Афганистане — о 4 000 долларов и 98%.
Религия — социальное явление
Все эти данные подводят нас к выводу о том, что тенденция к секуляризации, которая просматривается в первую очередь в христианских странах, связана, прежде всего, не с особенностями христианства по отношению к исламу и другим религиям (косвенное влияние действительно возможно), а с социально-экономическим состоянием обществ и их развитием. Выясняется, что развитие экономики и промышленности христианских стран началось раньше и шло быстрее, чем в мусульманских. Это развитие и его социально-политическая реализация создали философские и материальные условия, которые стали движущей силой процесса индивидуализации обществ.
Западные общества раньше других пошли по пути секуляризации, потому что первыми стали «обществами индивидов», как следует из концепции Норберта Элиаса (Norbert Elias). Христианская церковь достаточно легко и прочно держала эти общества под контролем в период холизма, когда религия была основополагающим элементом их однородности и идентичности. Как бы то ни было, впоследствии контроль ослаб по мере роста автономности индивидов. Все это привело к увеличению числа атеистов, а также к серьезному спаду религиозности тех, кто все еще называют себя верующими христианами. Тенденция к индивидуализации подталкивает людей к тому, чтобы дистанцироваться от церкви и религиозных догм, принимая тем самым участие в секуляризации общества. В результате в этих обществах уже нельзя просто так противопоставлять христиан и неверующих.
Сравнение христианских и мусульманских обществ должно включать в себя сопоставление не только религий, но и обществ, в которых те пустили корни. Так, например, хотя в мусульманских обществах религия повсеместно считается очень важной для людей (не менее 80% в большинстве случаев), среди живущих в западных странах мусульман этот показатель выглядит иначе: 54% во Франции, 66% в США и 69% в Израиле. Религии представляют собой социальные явления, и их сравнение в социологическом плане не может проводиться в отрыве от анализа обществ, где они укоренились.