• Неожиданный успех сборной России воспринимается многими в мире скептически, и для этого есть множество причин.
• В последние месяцы обнаружилось, что и футболисты извлекали выгоду из существующей уже много лет государственной системы поддержки допинга. Некоторые сцены на игровом поле выглядели странно.
• Помимо этого, с самого начала турнира все обсуждают удивительные беговые способности команды.
Владимир Гранат стоял у скамейки запасных и готовился выйти на поле. В начале второго периода российский защитник должен был заменить травмированного товарища по команде Юрия Жиркова. И тут произошло нечто, что на футбольном поле можно увидеть нечасто. Перед самым выходом на поле Гранат взял в руки какой-то предмет и поднес его на несколько мгновений к носу. Конечно, абсурдно предположить, что он у всех на виду сделает что-то запрещенное. Но в то же время довольно необычно, что запасной игрок перед самой заменой подносит к носу какой-то предмет.
Это была смоченная нашатырным спиртом вата, ответил пресс-атташе Российского футбольного союза (РФС) на вопрос «Зюддойче цайтунг» (Süddeutsche Zeitung). Ватные тампоны находились в баночке из-под витаминных таблеток, потому что их там хранить удобно. Затем пресс-атташе добавил: «Кроме того, российский футболисты используют шампунь, когда принимают душ, и пьют воду, когда жарко».
Применять нашатырный спирт, то есть раствор аммиака, не запрещено, но все же используют его не так часто, как шампунь под душем. Национальное антидопинговое агентство (НАДА) пишет, что вещество оказывает «кратковременное стимулирующее и повышающее концентрацию внимания действие». Но этот пример показывает, насколько нервно реагируют ответственные лица российской команды, когда им задают неудобные вопросы.
Неожиданный успех российской сборной многие в мире воспринимается скептически, и для этого есть много причин. В последние месяцы обнаружилось, что и футболисты извлекали выгоду из существующей уже много лет государственной системы поддержки допинга. Неясно лишь то, в каких масштабах это происходило. Главный свидетель в допинговом скандале Григорий Родченков и работающий на Всемирное антидопинговое агентство (WADA) следователь Ричард Макларен (Richard McLaren) писали, например, что три года назад «грязная» проба одного из игроков, включенных в предварительный состав команды, была заменена на «чистую».
Настораживают и другие аспекты. Так, внимание привлекло интервью, данное одной из российских спортивных газет год назад Дмитрием Черышевым. Он — отец российского нападающего Дениса Черышева, забившего в играх группового турнира три гола и играющего по контракту за испанский клуб первой лиги «Виллареал» (Villarreal). Черышев-младший за время своей карьеры был травмирован неоднократно. Когда в прошлом году он в очередной раз выбыл из игры, «они начали делать ему уколы с гормоном роста — то есть запрещенное вещество — из-за недопонимания среди врачей», цитирует газета Черышева-старшего. По словам отца, его сын хотел таким образом быстрее привести себя в норму в испанском клубе.
16 километров за один матч
Эту фразу цитировали в прошлом году многие российские медиа. Но когда недавно Денис Черышев вновь стал предметом обсуждения, он заявил, что возможно, «журналист неправильно понял моего отца». Он уверял, что «никогда не принимал запрещенных препаратов». Российский футбольный союз, объясняя обстоятельства дела, сообщил, что Черышеву действительно сделали укол, но речь при этом шла не о гормоне роста, а о терапии с использованием собственной крови спортсмена под названием PRP, широко применяемой в футболе. Об этом якобы и сказал в интервью отец Черышева, но его слова затем были искаженно воспроизведены журналистом, бравшим интервью. То есть при лечении не были нарушены антидопинговые правила.
Кроме того, с самого начала турнира активно обсуждаются и удивительные беговые способности игроков сборной. Вот и в воскресенье они пробежали на поле значительно больше, чем их противники — почти 146 километров против 137 километров. При этом испанцы почти всегда вели мяч, в то время как российские игроки держались поодаль и просто бегали за мячом. Особенно отличился нападающий Александр Головин, пробежавший почти 16 километров и в основном в спринтерском темпе.
Тренер российской команды еще в групповой фазе реагировал болезненно, когда ему задавали вопрос об исключительных беговых качествах игроков. Он ссылался на то, что его команда уже во время Кубка конфедерации год назад находилась в хорошей форме и что затем во время тренировок были сделаны некоторые коррективы. Но, по его словам, энергию его команде придают, прежде всего, внутренняя воля, а также то, что они играют перед родной публикой. Но иногда к этому добавляется немножко нашатырного спирта.