Вашингтон — В настоящее время в Белом доме обсуждается возможность удовлетворить просьбу президента России Владимира Путина о том, чтобы российским следователям разрешили допросить нескольких граждан США, в том числе бывшего посла США, которых Москва подозревает в совершении преступлений на территории России. Об этом сообщила пресс-секретарь Белого дома.
Решение Белого дома рассмотреть это предложение вместо того, чтобы сразу же его отвергнуть, вызвало серьезную тревогу среди бывших дипломатов и в Конгрессе США.
В среду, 18 июля, пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс (Sarah Sanders) подтвердила, что г-н Путин и президент Дональд Трамп обсудили желание российских властей допросить несколько граждан США, включая Майкла Макфола (Michael McFaul), который при администрации Барака Обамы занимал должность посла США в России, а теперь преподает в Стэнфордском университете.
Когда в ходе пресс-конференции в среду, 18 июля, г-жу Сандерс спросили, готов ли г-н Трамп позволить «России допросить чиновников США», в том числе г-на Макфола, она ответила: «Речь об этом действительно заходила, но со стороны США не прозвучало никаких конкретных обещаний. Президент проконсультируется со своей командой, и мы сообщим вам, если появится какая-либо информация по этому вопросу».
Будучи послом США в России, г-н Макфол стал одним из архитекторов политики перезагрузки отношений с Россией, однако время от времени он выступал с критикой в адрес Кремля. Эта его позиция привлекала к нему излишне навязчивое внимание со стороны российских СМИ, а российские чиновники не раз обвиняли его в том, что его миссия заключалась в ослаблении российского режима.
В среду, 18 июля, г-н Макфол сообщил «Уолл-стрит джорнэл», что он «глубоко разочарован тем, что у Белого дома был шанс осудить эту сумасшедшую выдуманную сказку о том, что чиновники США каким-то образом нарушают российское законодательство, но он решил этого не делать».
Другие бывшие чиновники США тоже выразили свое разочарование и досаду.
«Те, кто работает на правительство США, должны знать, что им не будет угрожать опасность, и они не станут разменной монетой на переговорах с авторитарными диктаторами, — сказал Дэн Шапиро (Dan Shapiro), который при администрации Обамы занимал пост посла США в Израиле. — Президенту Трампу, госсекретарю Помпео и администрации необходимо немедленно прекратить этот фарс».
Сенаторы-демократы тоже призвали Белый дом отвергнуть предложение г-на Путина.
«Мы не станем выдавать Макфола или любого другого американского чиновника России, чтобы их там судили за несуществующие преступления, — написал в твиттере сенатор Марк Уорнер (Mark Warner), член комитета Сената по делам разведки. — Белый дом должен немедленно объяснить это».
«Мы не поддерживаем те заявления, которые делает российское правительство, — сказала г-жа Нойерт. — Я непременно изучу этот вопрос, и я понимаю, что это вызывает серьезное беспокойство среди наших бывших коллег».
Эти комментарии Белого дома появились спустя два дня после того, как идея о том, чтобы позволить российским следователям допросить американских граждан, впервые была озвучена на совместной пресс-конференции г-на Трампа и г-на Путина в Хельсинки.
В понедельник, 16 июля, г-н Путин назвал дело главы инвестиционного фонда Уильяма Браудера (William Browder), который причинил правительству г-на Путина массу проблем, возможной сферой для сотрудничества между американскими и российскими следователями. Г-н Путин заявил, что он готов предоставить американцам возможность допросить россиян — в частности тех 12 российских граждан, против которых недавно были выдвинуты обвинения во вмешательстве в президентские выборы, — если США согласятся предоставить России возможность допросить тех, в ком заинтересованы российские следователи.
Г-н Браудер возглавил кампанию против коррумпированных российских чиновников, которых он обвинил в смерти своего юриста Сергея Магнитского, скончавшегося в тюремной камере в 2009 году. В результате в США был принят «Закон Магнитского», который разрешает США вводить санкции против российских чиновников, обвиняемых в нарушении прав человека. Этот закон стал настоящим камнем преткновения в отношениях США и России, и в прошлом году Москва заочно признала г-на Браудера виновным в совершении финансовых преступлений. Г-н Браудер продолжает настаивать на своей невиновности, называя тот судебный процесс фарсом.
В понедельник, 16 июля, г-н Путин заявил, что российская сторона хочет допросить американских чиновников по делу г-на Браудера. Во вторник, 17 июля, представитель Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной сообщил агентству «Интерфакс», что г-н Макфол является одним из тех, кого Россия подозревает в причастности к незаконной деятельности г-на Браудера.
«Я не „сообщник“ Билла Браудера, — написал г-н Макфол в твиттере в среду, 18 июля. — Я бывший посол США в России. Путин хочет арестовать бывшего посла. Пожалуйста, поймите, насколько возмутительным является этот шаг, который обсуждался ни много ни мало между президентами наших двух стран».
Г-на Макфола лишили российской визы в июне 2014 года, а затем ему запретили въезжать на территорию этой страны. По его словам, это стало реакцией на американские санкции и на его работу в администрации Обамы.
Выступая на конференции по вопросам безопасности в Аспене вечером в среду, 18 июля, директор ФБР Кристофер Рей (Christopher Wray) отверг предложение г-на Путина о том, чтобы российские и американские следователи совместно занимались расследованием дела о вмешательстве Москвы в американские выборы. По словам г-на Рея, что касается ФБР, «я никогда не любил говорить „никогда“, но это однозначно не попадает в верхние строчки списка наших методов расследования».