Россия грозится ввести экономические ограничения против Украины. Отечественные политики говорят, что не боятся, хотя переживать есть из-за чего.
Санкции Украины против России действуют давно. Всего на данный момент в санкционных списках Украины находятся 1748 физических лиц и 756 юридических лиц из России.
И вот в Москве решили ответить зеркальными мерами. Правительство РФ уже разрабатывает ограничения. Обещают, что коснутся они украинских чиновников, политиков и бизнесменов.
Корреспондент.net разобрался, чем угрожают Украине российские санкции.
Что придумали в России
Правительство России разрабатывает санкции в отношении Украины, которые затем утвердит президент РФ Владимир Путин. Под ограничения должны попасть несколько сотен физических и юридических лиц, в том числе крупные бизнесмены и киевские чиновники, сообщили источники газеты Коммерсантъ в российском Белом доме.
По их данным, одной из мер воздействия должна стать блокировка активов украинцев в РФ или запрет на вывод капиталов из страны. В черный список могут попасть несколько сотен человек
К 1 августа российские министерства должны представить «предложения по импортируемым из Украины товарам, в отношении которых могут применяться ответные меры ограничительного характера».
Реакция в Украине
В украинском правительстве уверены, что возможные санкции РФ против украинских физических и юридических лиц не повлияют на экономику страны.
«В связи с тем, что мы ввели ограничения на торговлю с агрессором и будем продолжать эту линию, их зеркальные санкции никак не повлияют на экономику Украины», — заявил первый вице-премьер, глава Минэкономики Степан Кубив.
Заместитель министра юстиции Наталия Бернацкая выразила мнение, что в Украине никто особенно не пострадает от санкций, которые планирует ввести Россия.
Чиновница уточнила, что Минюст Украины не владеет официальной информацией относительно планов России вводить подобные санкции.
В свою очередь представитель президента в Верховной Раде Ирина Луценко считает, что РФ может готовить санкции против Украины в ответ на иски в международных судах.
«От Путина можно ожидать многого. Им не нравится выигрыш Нафтогаза в Стокгольмском арбитраже. У нас много международных исков…, связанных с Керченским проливом, несоблюдением морского права в вопросе пребывания украинских судов в Азовском море. У нас очень много исков, связанных с нарушением прав украинских граждан в Крыму. Кроме того, много исков в ЕСПЧ. Поэтому РФ вынуждена отвечать», — отметила Луценко.
Украина не боится возможных санкций России против украинских физических и юридических лиц, заявил премьер-министр Владимир Гройсман. «Столько вреда, сколько сделала Россия в отношении Украины, суверенного европейского государства, даже тяжело переоценить. Более 10 тыс. людей убиты, почти 40 тыс. людей ранены, 1 млн 700 тыс. перемещены, так как их дома заняли боевики. И еще за это они хотят вводить санкции?» — сказал он.
Кроме того, премьер заявил, что России не санкции нужно вводить, а выводить свои войска из Украины. «Мы не боимся никаких санкций, никаких их решений. И это наша позиция», — подчеркнул премьер.
Кого коснется
Патриотическая бравада — это хорошо. Но угрозы от российских ограничений все-таки есть. Украина в 2017 году нарастила товарооборот с Россией на 28,6% и он составил 9,36 миллиарда долларов в год. Причем рос, как импорт российских товаров в Украину, так и экспорт украинских.
По мнению экспертов, от возможных ограничительных мер больше всего пострадает украинская пищевая промышленность. Санкции могут коснуться и производителей удобрений, но импорт этой продукции в РФ ничтожен, а российские поставки в Украину Киев и так успешно блокирует своими санкциями.
Также проблемой для Украины может стать прекращение импорта из России критически необходимых нам товаров — топлива для атомных электростанций и угля. РФ до сих пор самый крупный поставщик угля в Украину.
Что касается бизнес-интересов украинцев в России, то официально вести дела в стране-агрессоре в Украине не запрещено. По данным СМИ, есть активы в России у многих политиков, депутатов, бизнесменов, правда, они предпочитают это не афишировать.
Самый богатый украинец Ринат Ахметов владеет угольными шахтами в Ростовской области, приписывали интересы в России и другому фигуранту украинского списка Forbes- Юрию Косюку. Из политиков с бизнесом в России связывали президента Петра Порошенко, нардепов Александра Герегу, Евгения Балицкого, Максима Ефимова и других.
Зачем это нужно России?
Санкции против Украины свидетельствуют о продолжении методов гибридной войны и о стремлении России доказать, что ограничения являются следствием действий самой Украины, считает политолог Олеся Яхно. Санкции в отношении физических лиц — это не более, чем политическое заявление, считает специалист. А санкции в отношении компаний — это попытка России вытеснить Украину полностью из постсоветских рынков.
«В поисках причинно-следственных связей на ум могут прийти недавние угрозы Путина по поводу продвижения Украины в сторону НАТО. Угрозы следует воспринимать серьезно. И они, по моему мнению, могут быть эхом, следствием разговора Путина с Трампом. Возможно, последний касался отношений Украина-НАТО. Как и почему — мы не знаем, но можно расценивать такие действия российского президента как реакцию на раздражитель, а именно слова Трампа», — полагает политолог Владимир Фесенко.
Также эксперт связывает появление разговоров о санкциях с приближением выборов в Украине. «И здесь Россия может искать дополнительные инструменты воздействия. Это давление на Украину: во время экономических проблем будут пытаться усилить социальную напряженность, а затем и политическую», — резюмирует Фесенко.
По мнению экономиста Василия Юрчишина, санкции России даже пойдут на пользу Украине.
«Мы уже видим, что предприятия активно начали перестраиваться на другие рынки — как импортные, так и экспортные. Они достигают достаточно неплохого успеха. Ну и те, кто хотел и понимал важность и серьезность вопроса, переориентировались. Тех, кто не хотел, возможно, эти санкции подтолкнут выбрать, что лучше», — пояснил он.
Даже если будут какие-то быстрые последствия, то они будут обусловлены предысторией, акцентировал специалист.
«Никто не мешал за эти четыре года вывести свои счета, начать искать и найти других партнеров, а не со всевозможными отговорками продолжать вести традиционный бизнес, причем часто в теневом секторе. Такие взаимоотношения не могут считаться хорошим поведением. Может быть, это пойдет на пользу нашим бизнесменам сейчас», — предполагает Юрчишин.