В ночь на 1 августа Специальная оперативная группа (ROS) — подразделение итальянского Корпуса карабинеров, в чью компетенцию входит борьба с терроризмом и огранизованной преступностью — провела серию арестов в Генуе и Милане, а также в провинциях Авеллино и Парма. Под стражей оказались предполагаемые участники сети, отправлявшей на Донбасс желающих воевать на стороне ЛДНР. Фигурантам дела выдвинуты обвинения в вербовке и финансировании наемников, разжигании расовой ненависти и нелегальном участии в вооруженном конфликте на иностранной территории.
Эта история началась в 2013 году с дела «88» (цифры соответствуют инициалам Адольфа Гитлера в латинском алфавите) в отношении неонацистов в области Лигурия, что на севере Италии. При этом в поле зрения следователей попал живущий в Лаванье (провинция Генуя) Орацио Марию Гнерре. Выяснилось, что Гнерре — левак, возглавляющий ассоциацию «Millenium-PCE». Он неоднократно светился на российских пропагандистских каналах вроде Russia Today и вел довольно активную публицистическую деятельность в итальянской прессе. Но в данном контексте интереснее связь его ассоциации с «Координацией солидарности для Донбасса». Партнером Гнерре оказался Лука Пинтауди, возглавлявший в прошлом движение левых студентов Миланского католического университета.
Этих двоих следствие считает организаторами схемы. Общественная организация, оказывающая гуманитарную помощь жителям и жертвам войны на территориях ЛДНР, оказалась хорошим прикрытием для вербовки и переброски наемников — причем не только итальянцев — в зону конфликта и зачисления их в «народное ополчение».
Причем, что любопытно, независимо от убеждений. Как подчеркнул в комментарии для IlFattoQuotidiano.it полковник ROS Луиджи Императоре, «в данном случае раскол между левыми и правыми был преодолен. Среди наемников были и скинхеды, и коммунисты».
И Гнерре, и Пинтауди утверждают, что корысных целей не преследовали и руководствовались стремлением преодолеть традиционные политические разделы, ориентируясь на идеологию евразийства, которую пропагандирует российским философ Александр Дугин.
Об этом Гнерре говорил в публичных выступлениях, продвигая идею преодоления дихотомии «левые-правые, коммунисты-фашисты». Еще более показательна была его реплика в телефонном разговоре с родителями Пинтауди, уехавшего в Курдистан: «Да ну… Гнерре — фашист… Пинтауди — фашист… Ох…ть!»
Посредником между рекрутерами и бойцами был албанец Олси Крутани, инструктор по рукопашному бою, в прошлом — военный. Он, по данным прокуратуры, связан с российским левацким ультранационалистическим и антизападным движением Сергея Кургиняна «Суть времени», около четырехсот членов которого воюют за ДНР. Но это еще не все: Крутани выдавал себя за отставного офицера ВДВ РФ, и утверждал, что воевал в Чечне.
Расследование связи «Миллениума» с ЛДНР вывело итальянских правоохранителей на Андреа «Генералиссимуса» Палмери, руководителя группы неофашистской группировки «Bulldog 1998» в тосканском городе Лукка. Весной 2014 года, будучи на подписке о невыезде до суда за избиение левых, он подался на Донбасс, прячась от правосудия (в 2016-м Апелляционный суд Флоренции приговорил его заочно к 2 годам и 8 месяцам тюрьмы). В одном из ток-шоу Палмери признавался, что служит в «армии Луганской Народной Республики» и получает около 400 евро в месяц «на возмещение расходов». Кроме того, правоохранители также перехватили сообщение Палмери об отправке в Луганск группы итальянских наемников: «собирается небольшая группа хороших парней… посмотрим, как будет развиваться ситуация…».
Выяснилось также, что Палмери поддерживает контакты с ультраправыми партиями «Новая Сила» (Forza Nuova) и CasaPound, причем с лидером последней, Альберто Палладино, он встречался на Донбассе в июне 2015 года. Участвовал в боях под Дебальцево, был ранен, оказался в госпитале. Впоследствии переключился на гуманитарные миссии, доставляя в Луганск продовольствие и медикаменты. Теперь он является координатором Центра итальянской культуры, а 29 июня при его содействии в Мессине открылось первое «консульство» ЛНР в Евросоюзе — впрочем, дипломатически не признанное. Судя по фотографиям на его странице, Палмери без проблем ездил на ЧМ-2018 в Россию.
У Палмери есть одна прелюбопытная подружка — Ирина Осипова, русская, живущая в Риме и, судя по тому, что она баллотировалась на муниципальных выборах, имеющая итальянское гражданство. В марте 2015-го, когда в Санкт-Петербурге устраивался Российский Консервативный Международный Форум, она была в числе приглашенных — вместе с Гнерре, Питаунди, а также представителями «Новой силы» и входящей в нынешнюю правящую коалицию партии «Лига». Осипова неоднократно организовывала митинги в поддержку России, вплоть до недавнего объясняла «российское видение проблемы» на всевозможных ток-шоу и в интервью, а также охотно раздавала комментарии российским пропагандистским каналам. Теперь к ней у следствия тоже есть вопросы.
Еще один приятель Палмери — Антонио Катальдо, в прошлом — солдат, а в настоящем, по всей видимости — не идейный, а самый обычный наемник. Катальди утверждает, что по специальности снайпер, проходил подготовку в 2009 году в России, затем — в Казахстане, а впоследствии устроился инструктором в Панаме. Как бы то ни было, он уже попадался в 2011 году в Ливии. Контрразведка режима Каддафи задержала Катальдо вместе с двумя соотечественниками: его — за наемничество, их — за посредничество. Теперь он арестован уже итальянскими властями. Его Катальдо обвиняют в участии в боях на Донбассе, куда прибыл 11 февраля 2015 года, вербовке наемников и сборе средств для них.
По сведениям ROS, он, а также Габриэле «Архангел» Каругати (который, судя по фб-профилю, живет в Донецке) имеют контакты с питерским живодером-нацистом Алексеем Мильчаковым, который в 2014-2015 годах командовал ДШРГ «Русич», воевавшей за «Новороссию». Характерно, что, несмотря на то, что группа позиционировалась как добровольческая, в ее составе оказались члены спецподразделения российской Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков «Гром».
До поездки на Донбасс Каругати боевого опыта не имел. В отличие от «побратима, с которым вместе был зачислен в 4 бригаду народной милиции ЛНР — пулеметчика Массимилиано Каваллери, называющего себя «Спартаком». Этот «патриот Новороссии», также остающийся в Донецке и наряду с Каругати и Палмери объявленный в международный розыск, проходил службу в элитной десантной дивизии Фольгоре и участвовал в миротворческой миссии в Боснии.
В руках итальянской Фемиды оказался гражданин Молдовы Владимир Вербичий — гастарбайтер, вернувшийся из «командировки» на Донбасс и пытавшийся по новой податься в легионеры. Ему тоже вменяют в вину наемничество и незаконное участие в боевых действиях.
Среди 15 фигурантов дела есть также бывший боевик Рабочей партии Курдистана (РПК), ранее воевавший на стороне курдских ополченцев против турецких войск в Сирии. К слову, любопытная деталь: Пинтауди обвиняют в вербовке наемников не только для ДНР/ЛНР, но и для РПК.
Некоторые из участников сети являются сторонниками Лиги. Ранее называвшаяся Лигой Севера, эта правоконсервативная партия со штаб-квартирой в Милане выступает против «диктата Брюсселя», за выход из еврозоны, массовую депортацию мигрантов и независимость экономически более развитых северных провинций Италии. В марте этого года Лига добилась знаменательного успеха на очередных парламентских выборах, получив, в общей сложности, 122 места из 630 в Палате депутатов и 58 мест из 315 в Сенате. В результате лидер партии Маттео Сальвини получил пост вице-премьера и главы МВД. Ряд фигурантов дела с явной симпатией писали о нем в соцсетях, размещая видеоролики и фотографии с партийных собраний.
Учитывая это обстоятельство, очевидно, что «дело наемников» с самого начала приняло политическую окраску. Возможно, определенные круги в Риме постараются если не замять скандал — это довольно трудно — то минимизировать ущерб, скрывая свидетельства связей организации с функционерами Лиги. В то же время, вполне очевидно, что без деятельного участия России набор подобных «интербригад» был бы куда более сложной задачей. В то же время, нельзя не задаться вопросом, понесут ли какую-либо ответственность итальянские политики, если станет известно об их содействии «молодым республикам».