На Азовском море, где Россия и Украина граничат друг с другом, обстановка становится все более нервозной. С апреля русские власти подвергают украинские и зарубежные суда издевательскому контролю, надолго задерживая их. В середине июля появилось сообщение, что российские ВМФ увеличили свое присутствие в этой сопряженной с Черным морем акватории до 40 единиц. В пятницу Киев заявил о введении «контрмер». Александр Турчинов, шеф Национального совета безопасности Украины, посетил регион и заявил, что туда необходимо «переместить часть корабельного состава военно-морских сил, создать дополнительные посты наблюдения за береговой линией и морем, а также группы быстрого реагирования», которые бы могли отвечать «на российские провокации в Азовском регионе». Он сказал также, что обсудил с руководством ВМФ создание нового подразделения в Азовском море.
Турчинов, важная фигура в оборонительной политике Киева, заявил, согласно сайту его ведомства, что российское военно-политическое руководство «рассматривает Азовско-Черноморский регион как важную арену для дальнейшей экспансии». По его словам, усиление военного присутствия России сочетается с «грубым нарушением международного морского права в Азовском море». Свидетельство тому — прежде всего «нелегальное возведение» моста из России в Крым, который президент Путин открыл три месяца назад, а также участившиеся случаи задержания судов российскими военными. «Мы видим в этом попытку Российской федерации начать фактическую военно-экономическую блокаду украинского берега Азовского моря». Как считает Турчинов, российские военные сухопутные и морские операции у берегов Азова «не исключены».
Возникает вопрос, с какой целью производятся задержания и обыски гражданских судов. По данным Киева, на 16 июля русские задержали 148 судом, в некоторых случаях они удерживались на срок до трех суток. С правовой точки зрения, у Украины руки связаны, так как договор с Россией от 2003 года предусматривает, что обе стороны имеют право контролировать суда в Азовском море.
Воспрепятствование судоходству может иметь цель нанести Украине экономический урон. На Азовском море находятся два больших портовых города Мариуполь и Бердянск, через которые экспортируется сталь и зерно, два основных экспортных продукта страны. «Блокада создает напряженную обстановку в таких городах, как Мариуполь, а также в более мелких населенных пунктах, благополучие которых зависит от рыболовства и морской торговли», — сказал Алексей Мельник из киевского Центра Разумкова.
Согласно сообщениям СМИ, порт Мариуполя, где находится сталеплавильный комбинат, из-за воспрепятствования судоходства потерпел убытки в размере 30 %. На суше также растет напряженность. Часть побережья восточнее Мариуполя относится к сепаратистским областям Восточной Украины.
О результатах последних наблюдений ОБСЕ сообщает из других частей фактически оккупированных восточно-украинских областей. Благодаря использованию дронов с большим радиусом действия, на этой неделе впервые удалось задокументировать, как ночью по проселочной дороге колонна грузовиков пересекла границу с Россией. В районе населенного пункта Манич восточнее Донецка, говорится в сводке ОБСЕ, прошла колонна грузовиков из России в занятые области, и в то же самое время другая колонна прошла в обратном направлении. «Что было в грузовиках, мы определить не можем. Мы и раньше видели на грунтовых дорогах следы машин, ведущие к границе, но не сами машины», — говорит Хуг.
Кроме того, наблюдатели впервые обнаружили временный полевой лагерь с 21 автомашиной, в том числе БМП, недалеко от российской границы. Дроны с большим радиусом действия были впервые использованы в августе 2016 года, но из-за обстрела и создания электронных помех их использование было прекращено и возобновлено лишь в марте этого года.
О противодействии судоходству в Азовском море миссия ОБСЕ не смогла предоставить собственные наблюдения. «Не забывайте, наши полномочия ограничиваются только территорией Украины», — говорит Хуг. Однако наблюдатели внимательно следили за инцидентом с российским судном «Норд». Его задержали украинские власти, сейчас экипаж снова в России. В российских СМИ инцидент был представлен как повод для предпринимаемых сейчас российских мер по препятствованию судоходству.