Как левые силы оценивают будущее эфемерных сообществ, порождаемых современным колониализмом, которые готовы откликнуться на мяуканье кота, но совершенно безразличны к гибели и голоду миллионов людей?
Начиная с 90-х годов, Герберт Шиллер (Herbert I. Schiller) говорил о североамериканской империи, чьи миссионеры проживают в Голливуде. Эта империя наполнена минимальным нравственным содержанием, а Голливуд является наиболее заметной ее частью. Уже существует широкое и активное слияние государственных, военных и промышленных интересов, охватывающих сферы информатики, информации и СМИ.
Имперские амбиции США достигли своей наивысшей точки, когда эта страна стала распоряжаться интернетом и навязала нам коммуникационную модель, выстроенную на рыночных принципах. Эта модель оцифровывает человеческие отношения, преобразует их в данные, а затем и в товар, имеющий свою ценность. Разрозненные данные ничего сами по себе не говорят, однако огромная масса данных, собранных на одной платформе, приобретает неимоверную и неоднозначную ценность в обществе, совершающем переход от производства и торговли товарами и физическими услугами к цифровым услугам.
Интенсивная коммуникативно-культурная концентрация носит гораздо более глобальный характер, чем транснациональные или национальные культурные проекты, которые мы знали раньше. Четыре из пяти наиболее используемых в мире мобильных приложений — Фейсбук, Инстаграм, ВотсАпп и Мессенджер — принадлежат компании, основанной Марком Цукербергом, и постоянно получают данные, которые можно превратить в деньги. За первый квартал 2018 года, несмотря на серию скандалов и нестабильность на биржах Уолл-Стрит, оборот Фейсбука составил 11 миллиардов 790 миллионов долларов. 98,5% обеспечивает реклама.
На Гугл приходится около 92% поисковых запросов в интернете. Этот рынок оценивается в 92 миллиарда долларов. Совокупный доход 10 наиболее могущественных и богатых компаний мира (пять из них работают в сфере телекоммуникаций) равен 4,5% мирового ВВП.
В настоящее время немного найдется государственных учреждений, которые в масштабах страны или на международном уровне решатся противостоять чудовищной мощи транснациональных корпораций, столь сильно нарушивших природу человеческого общения. Нет национального государства, которое в одиночку могло бы видоизменить сеть и остановить неоколониализм.
Согласно данным Экономической комиссии по Латинской Америке и странам Карибского бассейна (Cepal), наш регион в наибольшей степени зависит от США в вопросах использования интернета. 80% электронной информации в Латинской Америке проходит через какой-либо узел, напрямую или опосредованно управляемый США, в основном через расположенный в Майами Центр доступа к компьютерным сетям американского континента (NAP de las Américas). Согласно оценкам, от 70% до 80% процентов информации, которой обмениваются между собой страны Латинской Америки и Карибского бассейна, также проходит через территорию США, где находятся 10 из 13 корневых серверов, обеспечивающих работу корневой зоны в сети интернет.
Латинская Америка является самым отсталым регионом в вопросах производства местных контентов, хотя и лидирует по количеству посетителей социальных сетей. Из 100 наиболее популярных интернет-сайтов региона лишь на 21 размещены материалы по региональной тематике. Эксперты уверяют, что одним из наиболее важных аспектов латиноамериканской интернет-культуры является активное использование социальных сетей. По сути дела, некоторые страны континента по степени использования соцсетей приближаются или даже превосходят развитые страны. Из десяти стран с наибольшим временем нахождения в социальных сетях пять латиноамериканские.
28% латиноамериканцев не участвуют в социальных процессах региона. При этом количество пользователей интернета в этой группе населения увеличилось в три раза по сравнению с пятью предыдущими годами. 90% латиноамериканцев имею мобильный телефон. Согласно исследованию Межамериканского банка развития (2017), 57% людей, сталкивающихся с проблемами в обеспечении себя продуктами питания, ведут активную переписку в Фейсбуке и ВотсАппе, что указывает на наличие у них современных телефонов.
Но одно дело интернет и совсем другое — экономика. Доступ к интернету не означает возможность поставить новые технологии на службу целям развития крайне неравноправного континента. Отсутствие квалифицированных инженерных кадров и неспособность использовать потенциал новых технологий лишь усугубляет отсталость.
Рассуждая много лет тому назад на эти вопросы, бразильский антрополог Дарси Рибейро (Darcy Ribeiro) предупреждал, что революционная технология «ведет к новой колонизации. США в высшей степени эффективно решают задачу по созданию новшеств, которые сделают нас постоянно зависимыми от них…»
Роса Мириам Элисальде — кубинская журналистка, вице-председатель Латиноамериканской федерации журналистов (Felap).