На этой неделе начинают действовать новые американские санкции против России.
Это ответ на атаку на бывшего двойного агента России с применением нервно-паралитического яда, совершенную в британском Солсбери, ответственность за которую США возлагает на российское государство.
Российская экономика находится под санкциями ЕС и США вот уже несколько лет, и она начала к ним приспосабливаться. И все равно сообщение о новом пакете экономических санкций в Москве приняли с большим неудовольствием.
Москвич Алексей приводит свою личную экономику в качестве примера того, как санкции на самом деле ударяют по обычным людям.
«Например, мы вдвоем до начала всего этого покупали еду на 8000 рублей в месяц, а сейчас эта сумма подскочила до 25 000 рублей».
Ценность российского рубля упала, его курс быстро отреагировал на сообщение Вашингтона о новых санкциях против России, сделанное почти две недели назад. В этот раз они предприняты в связи с атакой с применением нервно-паралитического яда на русского двойного агента Сергея Скрипаля и его дочь в британском городе Солсбери. Она была совершена ранее в этом году. Американская сторона говорит, что за ней стоит российское государство, которое к тому же использовало незаконное химическое или биологическое оружие в виде нервно-паралитического яда «Новичок». Российская валюта упала ниже, чем когда-либо за последние два года. Кроме нее, на происходящее быстро отреагировал и премьер-министр страны Дмитрий Медведев.
«Это можно совершенно прямо назвать объявлением экономической войны», — сказал Медведев, овеваемый суровыми ветрами Камчатского полуострова, где он находился, когда стало известно о новых санкциях.
«Во всяком случае, если последует что-то типа запрета банковской деятельности или использования той или иной валюты», — уточнил Медведев.
В одном из офисов неподалеку от Москвы-реки экономист Михаил Дмитриев объясняет, что именно связь с использованием химического оружия в других странах еще больше усугубляет реакцию именно на эти новые санкции — в особенности те, что вступят в силу немного позже, осенью, если Россия не пойдет навстречу США.
«Сейчас говорят о том, чтобы внести в санкционный список также российские государственные облигации, а значит и российские внешние долги. А это будет иметь значительные последствия, поскольку довольно большая часть суверенного долга России взята за рубежом. Все это может испугать иностранных инвесторов и привести к тому, что капитал покинет Россию», — говорит Михаил Дмитриев.
В 1990-е и в начале 2000-х годов Михаил Дмитриев занимал пост министра в российском правительстве, в том числе он отвечал за экономику и торговлю. Сегодня он возглавляет институт экономических и социологических исследований. Он считает, что заявление насчет новых санкций в первую очередь производит психологический эффект, и ничто фактически не указывает четко на то, насколько далеко США в действительности готовы пойти. Это создает атмосферу крайней неопределенности, что на самом деле гораздо хуже для экономического развития, чем конкретные экономические санкции, говорит Дмитриев.
В остальном же, считает Дмитриев, российская экономика хорошо приспособилась к санкционной политике окружающего мира. И с прошлого года наблюдается небольшой рост.
Вследствие санкций, а также снижения цен на нефть, доходы русских упали примерно на 10% всего за несколько лет. Это очень высокая цифра, но все же она не вызвала сильного недовольства населения, говорит Михаил Дмитриев. По его мнению, аннексия украинского полуострова и ощущение того, что весь окружающий мир враждебно настроен против страны, заставили русских сплотиться и поддержать власть.
Однако сейчас опросы общественного мнения демонстрируют, что многие русские устали от конфликта с Западом. После летней встречи на высшем уровне в Хельсинки между российским президентом Владимиром Путиным и американским президентом Дональдом Трампом доля россиян, положительно относящихся к США, заметно возросла по сравнению даже с тем, что было весной.
Поэтому в этом отношении, считает Михаил Дмитриев, новые санкции очень несвоевременны, ведь они подталкивают ситуацию в диаметрально противоположном направлении — обратно к атмосфере конфликта между Россией и окружающим миром.
А вот москвичи Инга Весникова и Иван Пивоваров принимают известия о новых санкциях спокойно.
«Политические игры такого рода между разными странами велись и будут вестись всегда. Не стоит на них обращать внимания», — говорит Иван Пивоваров.