Конфликт на первый взгляд кажется незначительным: масса воды площадью 39 тысяч квадратных километров, не особо богатая рыбными или энергетическими ресурсами и имеющая единственный выход к Черному морю. Два единственных прибрежных государства — Украина и Российская Федерация — в 2003 году заключили соглашение о совместно использовании Азовского моря.
Но когда этот конфликт ведет к самому крупному после войн в бывшей Югославии военному противостоянию в Европе, губительному по своей природе, но высоко поднявшему рейтинг российского президента Владимира Путина, картина меняется. К вышесказанному нужно добавить, что воды Азовского моря омывают полуостров Крым, имеющий стратегическое значение.
«Морская блокада со стороны России, во-первых, направлена на причинение Украине экономического ущерба, а во-вторых — на нагнетание напряженности в таких городах, как Мариуполь, и других маленьких городах и поселках, где население живет за счет морской торговли и рыболовства», — заявил обозреватель по вопросам политики и безопасности Центра Разумкова (Киев) Олексий Мельник в ходе интервью ЭФЭ/Радио Свобода.
Напряженность резко усилилась в марте, когда украинские власти задержали крымское рыболовецкое судно, плававшее под российским флагом, что Украина считает противозаконным. Его капитан и команда были арестованы. Российские представители заявили, что украинские военные суда повели себя, как «сомалийские пираты».
С тех пор патрулирование вод Азовского моря и досмотр судов по своему усмотрению осуществляет Россия в соответствии с соглашением о сотрудничестве, подписанным в 2003 году Владимиром Путиным и тогдашним президентом Украины Леонидом Кучмой.
Эта тенденция усилилась после окончания в мае строительства Керченского моста, соединяющего российский Краснодарский край с Крымом. В конце мая Россия направила в Азовское море три военных корабля, заявив, что они будут нести охрану моста. Координировать эту деятельность поручено ФСБ. Согласно имеющейся информации, все необходимые действия в отношении чужих кораблей будут осуществлять пограничники, подчиняющиеся ФСБ.
«У меня нет точных данных, но, похоже, более 150 судов, направлявшихся в украинские порты, были задержаны. Тенденция стабильна: российские пограничники продолжают досмотр судов, направляющихся в украинские порты на Азовском море», — заявил на этой неделе Олех Слободян, помощник начальника Пограничной службы Украины. «Суда, направляющиеся в украинские порты, вынуждены ожидать долгое время, чтобы получить разрешение на проход через Керченский пролив. Им приходится ждать несколько суток. Зато российские суда, направляющиеся в российские порты, никаких задержек не испытывают», — заявил Слободян в интервью украинскому телеканалу 112 TV.
Экономическое кровопускание
Для Украины складывающаяся ситуация представляет самую настоящую проблему. Доходы таких портов, как Мариуполь и Бердянск, снизились более, чем на 30%, количество швартующихся судов сократилось на 10%.
Помимо российского досмотра, положение усугубляется недостаточная высота Керченского моста, ввиду чего все суда высотой более 33 метров автоматически не попадают в Азовское море. Положение становится настолько тревожным, что Госдепартамент США заявил, что российские действия на Азовском море являются «попыткой дестабилизировать Украину».
А Украина почти ничего не может поделать. В июне, пытаясь сократить движение российских судов, Киев объявил о закрытии трех морских участков для проведения военных учений, которые продлятся до 1 сентября. В ответ Россия объявила о проведении собственных военно-морских учений на южном и восточном берегах, в которых примут участие 6 тысяч военнослужащих из Крыма, Краснодара и Ростова.
Попытки Украины заявить о себе не приносят результата. Эта страна потеряла 80% своего военного флота, когда Россия вторглась в Крым и взяла под контроль украинские суда, пришвартованные на базах полуострова. Экипажи сдали их без боя.
«Россия взяла Азовское море, не столкнувшись с каким-либо противодействием, и сейчас серьезно присматривается к Черному морю, чтобы полностью нарушить маршруты морской торговли с Украиной. Отчасти она уже этого добилась в отношении Мариуполя, который погибает», — пишет в статье, опубликованной в «Киев Пост», полковник Глен Грант (Glen Grant), британский военный эксперт, пристально следящий за обстановкой на Украине. Кроме того, Грант считает, что следующим шагом будет распространение блокады на юг, на район, находящийся между Крымом и Румынией, чтобы создать проблемы для Одесского порта и нанести еще больший экономический ущерб.
Несмотря на то, что правительство и вооруженные силы Украины подготовили несколько планов по разрешению этой ситуации, в действительности они мало что могут сделать. Не имея серьезного военно-морского потенциала, они не в состоянии противостоять российскому ВМФ, если только они не готовы довести дело до открытой войны, в которой Киев не сможет одержать победу.
Кроме того, украинские власти утверждают, что российские корабли действуют в основном там, где нет украинских. «Корабли задерживают в самых отдаленных участках. Русские чувствуют себя свободно, когда нет наших кораблей», — сетует Слободян.
Некоторые эксперты полагают, что Украине следовало бы заручиться военно-морской поддержкой стран НАТО, что выровняло бы баланс сил. Но нет уверенности в том, что члены альянса рискнут пойти на обострение обстановки, которое может вылиться в прямое противостояние с Россией.
«По правде говоря, я не знаю, что мы можем сделать», — говорит пресс-секретарь Пограничной службы Украины Артем Поляков в интервью ЭФЭ/Радио Свобода.
Андрий Клименко, главный редактор портала Блэк Си Ньюс (Black Sea News), рассказывающего о событиях в этом районе мира, высказывается категорично: «Если мы не увеличим количество патрульных кораблей, подтверждающее наше намерение выдворить российские корабли, если на данный вопрос не будет самым серьезным образом обращено внимание Российской Федерации и международного сообщества, то это может привести к аннексии Азовского моря», — пишет он.