«Секретная директива ООН запрещает оказание помощи в восстановлении в Сирии», — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Норвежское Министерство иностранных дел утверждает, что ему ничего об этом неизвестно, но решение одобряет.
Совершенно деструктивная позиция Вашингтона мешает восстановлению в разрушенной войной Сирии и мешает ООН оказывать помощь до того, как произойдет так называемый «политический переход», завил российский министр иностранных дел Сергей Лавров 20 августа.
По его словам, в системе ООН существует секретная директива для того, чтобы прекратить оказание любой помощи кроме гуманитарной, пока президент Асад находится у власти.
«Своего рода секретная директива ООН»
По словам Лаврова, Россия обратилась в ЮНЕСКО с просьбой о поддержке в восстановлении древнего города Пальмиры, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Но из бесед мы поняли, что существует своего рода тайная директива ООН в Нью-Йорке, которая это запрещает», — сказал Лавров в беседе с Russia Today.
И Лавров сформулировал своего рода дилемму, стоящую перед мировым сообществом:
Многие хотят, чтобы миллионы сирийских беженцев могли вернуться домой. Но получат они только гуманитарную помощь, а не помощь в восстановлении (страны).
Вместе с тем экономические санкции со стороны Запада ослабляют способность самой Сирии восстанавливать разбомбленные города и обеспечивать население водой, электричеством, а также обеспечивать функционирование водопровода и канализации.
ЮНЕСКО и Норвегия: «Не известно, но…»
«Лично мне не известно, что существует подобная инструкция», — ответил пресс-секретарь ЮНЕСКО на вопрос ABC Nyheter о том, имеют ли подозрения Лаврова какие-то основания.
Министерство иностранных дел Норвегии также утверждает, что ничего не знает о подобной ооновской инструкции.
«Нам ничего неизвестно о том, что существует подобная секретная директива ООН, как утверждается в статье в Russia Today», — написал замминистра Аудун Халворсен (Audun Halvorsen) (партия Хёйре) в ответе, полученном ABC Nyheter.
Но оказалось, что в самом содержании утверждений Лаврова об отказе от оказания помощи до тех пор, пока не произошла смена режима, что-то есть: «Мир единодушен в том, что не следует способствовать долгосрочному восстановлению в Сирии, пока в стране не начнется внушающий доверие и предполагающий участие всех сторон переходный процесс», — подтверждает замминистра Халворсен.
«Мы не хотим, чтобы сирийский режим использовал помощь для поддержки своей собственной легитимности», — таково обоснование.
Стейган: ООН на самом деле имеет секретные директивы
24 августа на сайте steigan.no было опубликовано утверждение о том, что в системе ООН на самом деле существует принцип, согласно которому Сирия не должна получать помощь на восстановление (страны), пока Асад находится у власти.
Steigan.no ссылается на документ Parameters and Principles of UN Assistance in Syria (Параметры и принципы оказания ООН помощи в Сирии).
Документ появился в 2017 году, он содержит директивы относительно того, как органам системы ООН следует относиться к восстановлению в Сирии.
И хотя и ЮНЕСКО, и норвежский МИД утверждают, что ничего об этом не знают, в директивах говорится следующее:
Только когда осуществится подлинный интеграционный политический переход, о котором договорятся все стороны, ООН будет готова к оказанию помощи в восстановлении.
Принципы эти, в частности, существуют в виде приложения к программе разминирования международных гуманитарных организаций.
ABC Nyheter задал вопрос МИД, знакомы ли ему эти ооновские принципы.
Не поддерживать военных преступников
Еврокомиссия также ссылается на параметры и принципы ООН, содержащиеся в докладе о помощи в Сирии на конференции в Брюсселе.
«Решения о финансировании должны учитывать состояние конфликта и никоим образом не должны идти на пользу или поддерживать стороны, которые, якобы, совершили военные преступления или преступления против человечности. ООН повторила, что при оказании организацией помощи в Сирии (за исключением гуманитарной помощи, направленной на спасение жизней) следует руководствоваться параметрами и принципами помощи ООН в стране», — писала Комиссия.
Как известно, в этих преступлениях обвиняют президента Асада.
Норвегия: пусть восстанавливает Россия
«Хотя ситуация в Сирии не дает возможности оказывать долгосрочную помощь, потребность в гуманитарных и стабилизационных мерах огромна», — подчеркивает замминистра Халворсен.
Он рассказал, что Норвегия пообещала выделить 10 миллиардов крон гражданским лицам, ставшим жертвами кризиса в Сирии и соседних с ней странах в 2016-2019 гг. На конец 2018 года будет выплачено минимум 7,5 миллиардов крон, из которых в этом году будет выплачено 2,25 миллиардов. Большая часть этих денег идет на гуманитарную помощь.
Гуманитарная помощь зависит от потребностей и основывается на принципах гуманности, нейтральности, беспристрастности и независимости.
«На Россию возложена особая ответственность за восстановление Сирии, поскольку Россия непосредственно вовлечена в сирийский конфликт и поддерживает режим Асада», — заявил Аудун Халворсен.
Норвегия, которая, со своей стороны, не хочет участвовать в восстановлении, внесла свой вклад, направив в Сирию спецназ, который действует в стране за пределами районов, контролируемых правительством.
Домой возвращается больше людей, чем предполагалось
Верховный комиссар ООН по делам беженцев, считает, что пока не стоит рекомендовать кому-то из 5,1 миллиона сирийских беженцев, находящимся за границей, возвращаться домой.
Но организация констатирует, что многие сейчас добровольно возвращаются домой, и хотела бы оказать им немедленную помощь. Поток беженцев, вернувшихся в Сирию, превосходит прогнозы Управления Верховного комиссара по делам беженцев, по информации, содержащейся в докладе от сентября 2017 года.
Целями организации являются помощь возвращающимся беженцам в защите их юридических прав, оказании медицинской помощи на местах и обеспечении (необходимой) инфраструктурой, но организация остро нуждается в дополнительных средствах для реализации этих целей.