31 августа в результате взрыва погиб глава самопровозглашенной Донецкой Народной Республики Александр Захарченко, Украина и Россия задают друг другу смелые вопросы, ища виновного. Пресс-секретарь МИД Мария Захарова заявила, за этим стоят украинские власти, уже «не раз использовавшие подобные методы для устранения неугодных». Совет национальной безопасности и обороны Украины, в свою очередь, считает, что в смерти Захарченко следует винить Донецких боевиков, решавших свои вопросы, и что не обошлось здесь без России, устранявшей, по мнению Украины, препятствия на пути к своим целям.
В Донецке Захарченко организовал антиправительственную группу «Оплот». В 2014 году на Донбассе разгорелся вооруженный конфликт, в апреле этого года вооруженные боевики под руководством Захарченко захватили власть в Донецкой области. В августе он сменил Александра Бородая на посту председателя Совета Министров и в ноябре стал главой ДНР. В июле 2017 года Захарченко объявил о создании на территории Украины нового государства, «Малороссии», которая должна будет стать союзником России и Белоруссии. Это привело к сильно негативной реакции со стороны Украины, президент Порошенко поклялся вернуть Донбасс и Крым в состав страны.
Если учитывать, что Захарченко выступал против Украинского правительства и стремился стать как можно ближе к России, то у последней не оказывается совершенно никаких причин от него избавляться. Путин выразил свои соболезнования по поводу смерти главы ДНР и назвал Захарченко «настоящим народным лидером». Незадолго до убийства главы ДНР, стало известно о прекращении Украиной Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией, а также о планах Украины на приобретение американской системы ПРО, что добавило подозрений о том, что смерть Захарченко может быть выгодной Украине с США.
28 августа в ходе совещания с украинскими дипломатами Порошенко заявил, что «в отношении России мы готовы перейти к следующему этапу и прекратить действие договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве». На следующий день после этого заявления посол Украины в США Валерий Чалый в одной телепередаче сказал, что уже сообщил США о готовности Украины купить их систему ПРО. Он отметил, что «исходя из современных требований национальной безопасности, украинской армии необходимо располагать по крайней мере тремя такими системами». Видимо, статус бывшей советской республики и страны СНГ не мешает Украине стремиться в сторону Америки, отдаляясь от России, закупать оружие у первых и прекращать договоры о дружбе со второй.
Описанные выше действия Украины невольно напоминают нам Турцию, отношения которой с Соединенными Штатами не перестают ухудшаться после неудавшегося военного переворота 15 июля 2016 года, хотя страна и является единственным партнером США по НАТО на Ближнем Востоке. США не хотят признаваться в содействии проведению этого переворота, а укрепление у власти Эрдогана и проведение им «большой чистки» после этого вызывает критику у общественности и еще больше портит отношения Турции с западными странами. На этом фоне Турция всеми силами пытается подружиться со старым врагом Америки — Россией. Российско-турецкое сотрудничество уже перешло из экономического и энергетического к военному.
Турция не обращает внимание на протест и угрозы со стороны США, упорно пытаясь заполучить себе С-400, страна прекрасно понимает, что это может стать последней каплей, и отношения с Соединенными Штатами будут испорчены окончательно. По мнению США, подобные действия турецкого правительства не только расходятся с политикой противостояния России, но и рушит внутреннее единство НАТО. Если предположить, что начавшаяся по инициативе США «экономическая война» направлена в том числе на вразумление Турции, действующей вопреки интересам США, то и в украинском вопросе можно углядеть желание США свести старые счеты.
В настоящее время геополитическая война между Россией и США затронула не только Турцию. Площадкой демонстрации военной мощи двух стран стала Сирия. По сообщениям из Министерства обороны России, в настоящее время к границам Сирии подошли по меньшей мере два американских военных корабля, несущих на себе десятки крылатых ракет, американские ядерные бомбардировщики также уже находятся на авиабазе Эль-Удейд в Катаре. Что касается России, то десять ее военных кораблей и две подводные лодки сейчас располагаются в Средиземном море. Такое скопление военной техники в Средиземном море стало самым масштабным с момента начала вмешательства в сирийский конфликт в сентябре 2015 года.
Массовое выдвижение военной техники двумя странами объясняется тем, что, возможно, в скором времени состоится генеральное наступление правительственных войск на последний оплот боевиков — Идлиб. В настоящее время правительство Сирии уже вернуло себе практически всю территорию страны за исключением северо-восточной и северо-западной части. Курды, располагающиеся на востоке страны, земли которых уже перестали быть интересным Америке, ведут с правительством Сирии переговоры, и, как сообщается, небезрезультатно. В таком случае, последним оплотом повстанцев и радикалов остается Идлиб, последний рычаг давления США на Сирийское правительство.
По мнению США, динамика политического развития в Сирии не прервется, и пока из страны не будут выведены Иранские войска, Идлиб взять не удастся. Размещение американской военной техники у границ Сирии есть ни что иное как предупреждение сирийскому правительству о возможном вмешательстве в сражение за Идлиб. Российские же войска сдерживают американские от открытого нападения. Изначально целью военного вмешательства России в сирийский конфликт было желание остановить давление западных стран в украинском вопросе и продемонстрировать свои силы перед Соединенными Штатами. Видимо, сирийский вопрос уже настолько тесно переплелся с украинским, что обе эти страны стали площадками политической игры в рамках новой холодной войны между Россией и США. Другими словами, Украина является сильным козырем в руках США, с помощью которого они способны ограничивать действия России в Сирии.
С приходом к власти Трампа, США стали строго придерживаться политики «американского превосходства», вследствие чего Соединенные Штаты и Европа стали отдаляться друг от друга в вопросах торговли и экономики, безопасности, климатических изменений, по иранскому ядерному вопросу, вопреки сформированному после Второй мировой войны «Трансатлантическому партнерству». Такое поведение США заставило некоторые европейские страны изменить свое мнение, по поводу отношений с США и Россией. В последнее время страны, формирующие так называемое «ядро Европейского Союза», Германия и Франция, находились в непрерывном поиске способов улучшить свои отношения с Россией и наладить сотрудничество в торгово-экономической, энергетической сферах и в области геополитической безопасности. Кроме того, новый премьер-министр Италии Джузеппе Конте недавно заявил в своей программной речи в парламенте, о необходимости поменять политику ЕС в отношении антироссийских санкций. Италия далеко не первая европейская страна, призывающая внести изменения в санкционную политику. На отмену санкций в том числе надеются такие страны, как Австрия, Венгрия, Греция и Болгария.
Антироссийский лагерь трещит по швам, и Америка тут бессильна. С точки зрения Запада, присоединение Россией Крыма и «второй раскол» на Востоке Украины — агрессия, противоречащая международному законодательству, и нарушающая сложившийся международный порядок. Эти действия направлены не только против Украины, они создают угрозу геополитической безопасности Европы. По поводу смерти Александра Захарченко Путин сказал следующее: «Рассчитываю, что организаторы и исполнители этого преступления понесут заслуженное наказание». Можно предположить, что Россия обязательно отреагирует на произошедшее, усугубив тем самым обстановку на Украине, что даст США шанс нарушить начавшееся сближение Европы с Россией, ведь как только Европа почувствует опасность, исходящую от России, она тут же вернется к США.