Город Питео на севере Швеции с его 20 тысячами жителей — оплот социал-демократов. Социальные программы работают, налоговые отчисления исправно поступают, несмотря на высокую ставку, а бывшему мэру совестно, что город не смог принять больше беженцев.
Петер Руслунд кивает на эллипсовидное здание высотки, возвышающееся над Питео. С его верхушки открывается захватывающий душу вид на бескрайние леса шведской провинции Норботтен, твердыню шведской социал-демократии.
«Приятно видеть, как город растет», — радуется бывший мэр.
У руля города он простоял целых 14 лет и ушел в отставку лишь полтора года назад, когда ему стукнуло 65, чтобы дать дорогу молодым. Им предстоит понести социал-демократическое наследие Питео дальше, а это нелегкая задача.
«Как-никак, мы ворочаем городом почти целый век», — хвалится Петер Руслунд.
Он возит нас по городу в своем черном «саабе», демонстрируя новые детские сады, школы и дома престарелых, устроенные по принципу гостиницы. Всего за 126 шведских крон в сутки (940 рублей — прим. перев.) там позаботятся о страдающем деменцией дедушке или ослабевшей умом бабушке, чтобы вы смогли немного отдохнуть. А вне сезона отпусков можно позвонить даже утром, чтобы забронировать комнату на тот же день.
Дом для престарелых обошелся муниципалитету в 100 миллионов шведских крон (750 миллионов рублей — прим. перев.), но деньги для Питео не проблема. Налоговая ставка здесь на 1,2% выше, чем в среднем по Швеции.
«Деньги мы тратим на образование. Детям надо давать путевку в жизнь», — говорит Стефан Аскенрюд, председатель фракции социал-демократов в городском совете Питео.
Больше половины голосов
На прошлых выборах в 2014 году социал-демократы одержали в Питео ошеломительную победу, набрав почти 60% голосов. Правда, Петер Руслунд признает, что в этом году повторить триумф вряд ли удастся. Перед грядущими 9 сентября выборами в Швеции рейтинг социал-демократов впервые за всю историю упал ниже 30%. Некоторые опросы общественного мнения вообще пророчат партии всего 25%. Это падение не может не сказаться и на Питео.
Свой штаб, напоминающий традиционный шведский дом красного цвета, социал-демократы развернули на главной площади города. Внутри на красной дорожке раздают партийные значки.
Две вазы — с красными и с синими шарами — символизируют выбор между всеобщим процветанием и налоговыми послаблениями.
Социал-демократы свою ставку делают на социальное государство — они строили его десятилетиями и продолжают строить. Некоторые из их обещаний — дорогое удовольствие: так, они обещают добавить неделю к отпуску семьям с детьми в возрасте от 4 до 16 лет, чтобы они проводили больше времени вместе.
«Многим родителям времени попросту не хватает», — объяснил преьмьер-министр Стефан Лёвен (Stefan Löfven), борющийся за переизбрание.
Ваза социал-демократов наполнена лишь наполовину, в ней лежит семь шариков. А по соседству расположился штаб Умеренной партии в синих цветах. Умеренные обещают избирателю снизить налоги и взяться за более разумную социальную политику, но при этом признают, что в Питео им ловить нечего.
«Весь север Швеции горой за социал-демократов. Здесь старинная рабочая культура. Дети впитывают ее с молоком матери», — объясняет член городского совета Карл-Эрик Йонссон из Умеренной партии.
Он показывает на шлейф дыма из трубы «Смурфит Каппа», одной из двух целлюлозно-бумажных фабрик города. Обе расположились вдоль гавани, напротив друг дружки — там некогда и зародилась хваленая рабочая среда Питео. Когда-то фабрика принадлежала государству и производила столько бумаги, что ее можно было раскатать от Питео до Парижа. Сейчас на фабрике осталось лишь 600 рабочих. Но ее традиции по-прежнему сильны, они не ослабевают, как и удушливый запах серы, висящий над городом.
«Мы хотим, чтобы в Питео было больше свободы. А социал-демократы опекают тебя всю жизнь — от колыбели до могилы. Они принимают за тебя все решения, не дают развернуться никакой инициативе», — высказывается Карл-Эрик Йонссон.
Социал-демократическая партия Швеции
Социал-демократы управляют Швецией уже много десятилетий. В оппозицию они попадали лишь считанные разы, последний раз они теряли власть на период с 2006 по 2014 год, когда у руля страны встала буржуазная коалиция. В 2014 году власть социал-демократам вернул Стефан Лёвен.
Их поддержка в народе никогда не опускалась ниже 30%, а в 1960 году, при Таге Эрландере, партия и вовсе набрала больше половины голосов — 50,1%.
Опека от колыбели до могилы
По словам Стефана Аскенрюда и Петера Руслунда, социальная опека от колыбели и до гробовой доски — неотъемлемая часть мировоззрения социал-демократов. Всем полагаются равные возможности, а общество в любой момент подстрахует и придет на выручку тем, кому приходится туго. В этом и заключается идея шведского «дома для народа».
Впервые эти слова проронил премьер-министр Пэр Альбин Ханссон в своей эпохальной речи в 1928 году. С тех пор «дом для народа» — стержневое понятие шведской социал-демократии. Из 72 лет, прошедших со смерти Ханссона в 1946 году, социал-демократы рулили Швецией 55.
«Это когда ты чувствуешь уверенность с самого рождения и твердо знаешь, что тебе в любой момент помогут — и так всю жизнь, до самой смерти», — объясняет Стефан Аскенрюд, как понимать «народный дом» сегодня.
А Петер Руслунд добавляет: «Народный дом — это если у тебя что-то не получается, то тебе всегда помогут».
Икону социал-демократов попытались присвоить себе правые Шведские демократы. По словам лидера партии Йимми Окессона, современный «народный дом» должен быть рассчитан, в первую очередь, для самих шведов. Шведские демократы считают, что выбор стоит между благосостоянием и иммиграцией. И с ними согласны все больше шведов. По опросам общественного мнения, Шведские демократы могут рассчитывать на 20% голосов. Партия неоднократно давала понять, что в приоритетах у нее два вопроса: мигранты и преступность.
Все указывает на то, что дальнейшее будущее социал-демократов решит вопрос о мигрантах. Однако на севере страны он пока стоит не так остро. Петера Руслунда даже расстраивает, что его муниципалитет не смог принять больше беженцев.
«Беженцев у нас всего 5%, а в среднем по стране — 15%. Но мы еще наверстаем. Места у нас хватит для всех, и свою лепту мы внесем», — обещает он.
Новости из южной Швеции, где в Гётеборге полыхают автомобили, а в Мальмё появились гетто, куда не суется даже полиция, здесь никого не пугают. В Питео все спокойно.
Дом для народа
Выражение «дом для народа» ввел в обиход премьер-министр и лидер социал-демократов Пэр Альбин Ханссон. В своей программной речи от 1928 года он высказался за шведский средний путь, где царят равенство и взаимопонимание. На практике это означало конец классовой борьбы и начало строительства общества всеобщего благоденствия.
«Да, интеграция ставит перед нами серьезные вызовы. Но нет ничего невозможного. Сейчас все только и говорят, что о мигрантах, но мы справимся», — уверен Петер Руслунд.
«Надо мыслить рационально. Как такое вообще могло произойти? Если люди чувствуют, что им тут не рады, значит, интеграция пошла не так», — считает он. По его словам, Шведские демократы нашли себе удобного козла отпущения.
«Для Гитлера им стали евреи, для Трампа — латиноамериканцы, а Шведские демократы ополчились на мигрантов. И народ молча это принимает, потому что вместо приличных изданий читает в интернете все подряд. В этом коренится серьезная угроза демократии», — считает он.
Закат красных по Европе
Недавно состоялись выборы в трех европейских странах.
На выборах президента Франции в 2017 году кандидат-социалист получил лишь 6,4% голосов (против 29,4% в 2012 году).
На парламентских выборах в Германии в 2017 году социалисты из СДПГ получили 20,5% (против 25,7% в 2013 году).
На парламентских выборах в Италии Демократическая партия получила 18-19% в нижней и верхней палате (против 25,5 и 27,4% в 2013 году).
Датский путь? Нет, спасибо
Бывшему мэру Питео не надо объяснять, что дела у европейских социал-демократов идут неважно, однако он уверен, что последний «красный» бастион Скандинавии выдержит и этот удар.
«Есть мнение, что шведских социал-демократов постигнет та же участь, что их европейских коллег», — отмечает он. Тем не менее, он наотрез отвергает так называемый «датский путь», где социал-демократы в вопросах иммиграции солидаризировались с правой Народной партией.
«Надеюсь, этого не произойдет. Социал-демократы должны твердо стоять на гуманитарных позициях. Мы должны помогать людям, насколько это возможно», — заключает он.