Может, в проблемах британской политики повинно здание британского парламента? Вестминстер кишит мышами и напичкан асбестом, и находиться в нем опасно для жизни.
Партия власти и оппозиция располагаются в Палате общин напротив друг друга на длинных скамьях. Политиков разделяет расстояние в два меча. Меча премьер-министр давно не носит, но традиция есть традиция.
Я влюбилась в британскую политику из-за их парламента. Там никогда не бывает скучно. То и дело кричат и ругаются. Призывают к порядку. Освистывают друг друга и стучат кулаками по столу. Похоже на спектакль или сцену из фильма о Гарри Поттере.
Политика по-вестминстерски напоминает мыльную оперу. Парламентарии строят козни, пытаясь друг друга низложить. Создаются крошечные клики, возникают непредвиденные сюжеты. И это не говоря уже о финансовых скандалах, семейных изменах и прочих фокусах. А ведь я даже не упомянула шумиху вокруг Брексита. Большинство знатоков британского парламентаризма сходятся в том, что сегодня Вестминстер переживает едва ли не самый беспокойный период на памяти здравствующих.
Однако на споры парламентариев и общее состояние британской политики влияет и здание, где они заседают. Про него говорят, что это — смертельная ловушка, готовая вспыхнуть в любой момент. И происходящему в Великобритании после Брексита поистине сложно подобрать более меткую метафору.
В Вестминстере пожароопасная проводка, здание начинено асбестом, трубы проржавели, из окошек тянет сквозняком, подвал то и дело затапливает, в здании хозяйничают мыши, а крыша протекает. Риск пожара велик, сообщают британские СМИ.
Вестминстерский замок не ремонтировался с тех самых пор, как его перестроили после пожара 1834 года. Часть труб уложили более века назад. И несмотря на это парламентарии никак не могли сесть и проголосовать за ремонт. Мало того, что это дорогое удовольствие (которое, по предварительным подсчетам, обойдется налогоплательщикам в 6,6 миллиардов евро), так еще и депутатам придется переехать.
А уезжать с насиженного местечка парламентарии не любят. Последний раз они покидали Вестминстер в годы Второй мировой, когда в старый подвал в Палате общин угодила бомба.
Многие из них считают, что само здание парламента — краеугольный камень британской политики. Без здания парламента, с его ритуалами и церемониями, формировавшимися столетиями, без его помпезности и официоза Великобритания перестанет быть особенной и утратит свою самобытность.
В своем любимом старомодном здании с его сквозняками и риском пожара депутатам предстоит просидеть еще несколько лет. Из Вестминстера политики уедут лишь в 2025 году. Ремонт займет по меньшей мере шесть лет.
Новички Вестминстера из Шотландской национальный партии здание парламента разругали, сочтя его устарелым и неудобным. Великобритании нужен новый парламент, полагает партия. По мнению шотландских националистов, британцы должны иметь возможность наблюдать за парламентскими процедурами Палаты общин. Кроме того, они требует технологических нововведений вроде электронной системы голосования (сегодня парламентарии собираются по правую или левую сторону от спикера, в зависимости от того, согласны они с предложением или нет).
Шотландцы не единственные, кто требует парламентской реформы. Может, современной Великобритании она и не повредит, но политические прения в Вестминстере однозначно станут скучнее.