Время — быстрый вор. Окутанные туманом, события уходят в прошлое. Но сегодня мир не может не вспомнить атаки 11 сентября 2001 года, которые сотрясли систему международных отношений, уничтожили ряд режимов и стали причиной гибели множества людей. Это был исключительный день в жизни Америки и всего мира. Это был важный день в жизни Ближнего Востока, который породил «Аль-Каиду», а затем «Исламское государство» (запрещены в РФ — прим. ред.).
В тот день Саддаму Хусейну не могло прийти в голову, что позже он присоединится к списку жертв. Муаммар Каддафи был уверен, что на нем нет клейма и отказался от игры в провокацию американского империализма. Самолёт короля Абдаллы II пролетел над Атлантикой на пути в Америку. Вскоре он понял, что этот день станет поворотным моментом в отношениях Америки с миром. Сначала Али Абдалла Салех не поверил новостным сообщениям, но позже понял, что произошло. Увидев, как первый самолет врезался в американскую башню, Масуд Барзани подумал, что по телевизору транслируют очередной фильм, но второй самолет заставил его продолжить просмотр. Тогда иранским президентом был Мохаммад Хатами, и разговоры об иранском полумесяце еще не звучали. Первез Мушарраф должен был подготовить Пакистан к приближающемуся землетрясению. Президентом Ливана был Эмиль Лахуд, а премьер-министром Рафик Харири. Самир Джааджаа был в тюрьме, а Мишель Аун находился в изгнании. Тогда исполнился год, как Башар Асад стал президентом, и он ещё ни разу не посетил Иран.
Американская империя наказала тех, кто покусился на символы ее успеха и престижа, а также расширила круг тех, кто должен был быть наказан. Тело Усамы бен Ладена утонуло в океане. Абу Бакр аль-Багдади учинил катастрофу и исчез после поражения своего «государства» и падения его крепостей. Однако удивительно, что автором идеи совершения удара по Всемирному торговому центру при помощи гражданского самолета был не бен Ладен.
Известный венесуэльский террорист Карлос следил за событиями того дня, находясь во французской тюрьме: «Я не могу описать это восхитительное чувство удовлетворения». «Весной 1991 года, после воздушных ударов, ставших причиной колоссальных разрушений в Ираке, я присутствовал на захватывающей встрече членов антиимпериалистических организаций различных течений и идеологий, в ходе которой стороны спонтанно и неофициально согласились с необходимостью ответить взрывами в Соединенных Штатах, — писал Карлос в письме из тюрьмы. — Генеральный секретарь пакистанской организации "Зульфикар" мученик Муртаза Бхутто выступил с идеей нанести удар по Всемирному торговому центру в Нью-Йорке на самолете, не ограничиваясь очевидными целями в Вашингтоне».
Теракты 11 сентября были направлены на то, чтобы разрушить связи между Западом и исламским миром и создать беспрецедентный раскол в отношениях между США и Саудовской Аравией. Цель заключалась также в том, чтобы вовлечь американских военных в войну в тяжелой для проведения боевых действий местности в Афганистане. Бен Ладен мечтал увидеть, как американские военные выходят из Афганистана, как это было с советской Красной армией. Но бен Ладен, безусловно, недооценил мощь американской военной машины и то, в какой степени мир отверг терроризм.
Со дня террористических атак и по сегодняшний день Ближний Восток пережил череду ураганов, которые изменили карты, государства, баланс сил и черты региона. Война с «Аль-Каидой». Вторжение в Ирак и падение стены, которая мешала активизации иранской политики в регионе. Вспышка арабской весны и появление «Исламского государства». Открытая сирийская рана вместе с региональными и международными битвами над озером крови.
Самолет бен Ладена не смог вонзиться в сердце международной арены и баланса сил. Ножи аль-Багдади не смогли надолго перекроить карту. Великие перемены придут из других мест, другим способом. Их источником станет молодой разведчик, который раненым выбрался из советских развалин.
Cartoon from Sept. 11, 2001 juxtaposed with my trip to Statue of Liberty in 2016. pic.twitter.com/cFhRKKRDS3
— Marshall Ramsey (@MarshallRamsey) 11 сентября 2018 г.
Скорее всего, Борис Ельцин не знал, что дарит Западу пояс со взрывчаткой. 8 сентября 1999 года во время телефонного разговора с президентом Биллом Клинтоном о том, кто выиграет президентские выборы в России, Ельцин ответил, что это будет Владимир Путин: «Наконец я нашел Путина. Я изучил его биографию. Он демократ и хорошо знает Запад». «Я выяснил, что это твердый человек, который в курсе всего, что происходит под его контролем», — сказал он. В то же время он обстоятельный, сильный, очень общительный. Он легко может наладить хорошие отношения и контакты с людьми, которые являются его партнерами. Я уверен, что вы увидите в нем очень высококвалифицированного партнера«.
Когда начались атаки 11 сентября, в Кремле сидел Путин, который вошёл в него в первый день нового столетия. Этот человек с энтузиазмом принялся бороться с ветром разрушений, которые коснулись Российской Федерации и Красной армии. Западные лидеры воображали, что новый российский президент примет мир с единственной сверхдержавой, ограничится восстановлением российского государства и будет продвигать мечту о присоединении к «общему европейскому дому».
Однако Путин не простил Америке то, что она разрушила Советский Союз без единого выстрела и проигнорировала требования Ельцина не провоцировать русских, перемещая пешки НАТО ближе к российским границам. Он подозревал, что «цветные революции» исходили от рук ЦРУ. На начальном этапе он должен был подчинить себе генералов, бизнесменов и средства массовой информации, чтобы никто за пределами страны не мог использовать против него внутриполитическую ситуацию в России. Вот что произошло. И когда он закончил все приготовления, он использовал сирийский пожар для крупного государственного переворота. Он аннексировал Крым и напомнил Украине о значении географии. Он инициировал военное вмешательство в Сирию, подчинил Турцию и стал сдерживать амбиции Ирана, превратив себя в важного игрока для всех сторон.
На недавнем саммите в Тегеране с Эрдоганом и Роухани казалось, что Путин уверен, что Идлиб повторит судьбу прежних районов деэскалации. Он стал вести себя как человек, который всеми руководит, и не чувствовал необходимости уважать Эрдогана перед микрофонами.
Он изменил мир. Атаки 11 сентября стали далеким прошлым. Сегодня мы живем в эпоху русского начальника.