Бордель стал тем необходимым злом, при помощи которого можно было контролировать природные импульсы нетерпеливых молодых людей и предотвращать насилие по отношению к «честным женщинам» (как тогда называли дам, не продававших свое тело за деньги). В средневековой Испании такова была основная функция борделей. Эту мысль уже задолго до того выразил Святой Августин в простом и жестком сравнении: «Уберите из дворца канализацию — и вы наполните его вонью; уберите из мира проституток — и вы наполните его содомией». Возможно, именно поэтому в крупнейших городах с XIII века стали появляться публичные дома. Это происходило из-за необходимости очистить центральные улицы от проституток и переместить их в менее оживленные районы.
Севилья, Барселона… В средневековье многие города открывали бордели в пределах своих стен. Тем не менее, был один город, чей бордель был крайне популярен среди европейцев в течение более трех столетий его существования. Это был бордель в Валенсии. По тем временам его масштабы были огромны: по некоторым источникам, в его лучшие годы в нем работали до 200 проституток. Десятки клиентов каждый день проходили через его двери. Этот непрерывный поток клиентов превратил заведение (первоначально задуманное королем Хайме II в 1325 году) в одну из самых известных достопримечательностей города. Так продолжалось до тех пор, пока его двери не закрылись в период между 1651 (когда проституткам было приказано покинуть место) и 1671 годом (когда штат борделя лишился последней проститутки).
Меньшее зло
Начало легализованной проституции было положено в середине XIV века. По крайней мере, так утверждает историк Эдуардо Муньос Сааведра в своей работе «Город и проституция в Испании в XIV и XV веках». Он отмечает, что эта мера «отчасти отвечала необходимости контроля за ремеслом, морально осуждаемым всем средневековым обществом». Но это была не единственная причина. Эдуардо Муньос Сааведра говорит, что бордели были созданы, чтобы «запереть в них женщин, живущих разгульной жизнью, отгородив их от благопристойного общества». Этой цели отвечало и постановление 1444 года в Мурсии (как раз когда в городе открылся бордель): «… все блудницы [… ] должны покинуть город и уйти в бордель, подальше от добропорядочных женщин».
И все же главной причиной, по которой клерикальные круги признали проституцию, была необходимость контролировать импульсы самых безрассудных молодых людей. Так считают историки, например Ноэлия Ранхель Лопес в своей работе «Мавританки, молодежь и проститутки: о проституции в Валенсии в конце Средневековья»: «несмотря на то, что они подвергались публичному осуждению из-за табу на секс, в отличие от других маргинальных кругов, они считались "необходимым злом"». Проститутки играют важную социальную роль, «направляя сексуальное насилие, от честных женщин». «Поэтому неудивительно, что с середины XIV века с одобрения муниципальных органов начался процесс легализации проституции», — говорит она.
Так с открытием борделя появилась легализованная проституция. Постепенно другие города тоже убрали со своих улиц и из таверн проституток и открыли свои бордели: Севилья в 1337 году, Мурсия в 1444 году, Барселона в 1448 году.
При этом в подполье оказались те проститутки, которые отказались покинуть свои прежние рабочие кварталы и которые теперь работали незаконно. «Подпольная проституция оставалась вне закона и, следовательно, преследовалась и наказывалась правосудием. Как правило, накладывали штраф, а в случае, если он не мог быть выплачен, [… ] он заменялся на порку», — добавляет Ноэлия Ранхель Лопес. В этих условиях и существовал первый крупнейший в Европе бордель, открывшийся в Валенсии.
Начало борделя
Начало этого огромного борделя следует искать в эпоху отвоевания города у мавров. Как утверждают Хосе Игнасио Фортеа, Хуан Элой Хелаберт и Томас Антонио Мантекон в книге «Ярость и бешенство: насилие, конфликт и маргинальность в Новое Время», это было в те годы, когда «город был отвоеван христианами, и проститутки переселились в Валенсию, так же как и трактирщики, сапожники или представители любой другой профессии». По словам историка Мануэля Карбонереса, до XIV века, а конкретнее — до 1321 года, проститутки работали на улицах и постоялых дворах. Именно в 1321 году король Хайме II опубликовал документ, который считается одним из первых свидетельств существования этого борделя. В тексте документа монарх предупреждал, чтобы «ни одна грешница не осмелилась работать за пределами того места, которое ей для этого выделили».
Однако многие историки утверждают, что первое свидетельство о существовании борделя относится к 1325 году. Один из них, Висенте Граульера, говорит в своей известной работе «Хозяева борделя в Валенсии», что «в 1325 году Хайме II издал приказ, чтобы публичные женщины воздерживались от исполнения своей профессии на улицах города и оставались в отведенных для них местах».
Постепенно бордель Валенсии приобрел свои особенные черты, отличавшие его от других зданий города. «Он сильно отличался от остальных зданий. Будучи внутри стен города, но вдали от центра, он располагался рядом с кварталом мавров, в зоне, предназначенной для некоторых видов деятельности, считавшихся нездоровыми […]. Он не походил на окружавшие его здания и имел свою собственную атмосферу», — добавляют авторы книги «Ярость и бешенство: насилие, конфликт и маргинальность в Новое Время».
На деле он был организован как небольшая корпорация со своим управляющим. Так продолжалось более трех веков.
Лицензия на проституцию
На протяжении этих веков через валенсийский бордель прошло множество публичных женщин. Сейчас трудно сказать, какое максимальное количество проституток работало в борделе, однако большинство специалистов согласны с тем, что лучшие его времена пришлись на конец XV века. По запискам одного путешественника в 1501 году, в борделе постоянно работало от 200 до 300 проституток. Эта цифра может показаться преувеличенной, поскольку остальные источники упоминают цифру сто.
Ясно то, что там работали проститутки не только из Валенсии. «Большинство из них приезжали из других королевств или местностей, возможно, чтобы избежать конфликтов с семьей», — говорят авторы книги. Городов, из которых они приезжали, было так много, что они получали имена по своему родному городу.
Ранхель говорит, что то же происходило и с их вероисповеданиями: «В бордель свободно допускались как местные горожане, так и христианские путешественники. При этом евреям и мусульманам было запрещено иметь физический контакт с христианами». Отношения между людьми различных вероисповеданий были запрещены.
Из-за того, что проституток было много, может показаться, что женщине стоило только прийти в бордель, чтобы получить работу, но ничего подобного. Напротив, каждая, кто хотел продавать свое тело, должна была подать заявку на получение лицензии в полицию и быть старше 20 лет. Тем не менее, все бюрократические проволочки окупались, так как с течением времени проститутки, работавшие в борделе, стали брать вдвое больше, чем остальные их коллеги.
Проститутки работали большую часть дня. «Их график не был регламентирован. Самым оживленным временем был вечер, когда после окончания работы увеличился приток клиентов в поисках разрядки», — добавляет Граульера. Само собой разумеется, как отмечают авторы книги «Ярость и бешенство: насилие, конфликт и маргинальность в Новое Время», на их занятость влияли и массовые мероприятия в городе, например ярмарки, привлекавшие в Валенсию сотни путешественников.
Во время праздников
Бордель в Валенсии был открыт почти круглый год. Он закрывал свои двери лишь на некоторые религиозные праздники, например на Пасху. Тогда проститутки оставляли работу и отправлялись в монастырь. Дни, которые они проводили в обязательном духовном уединении, оплачивались из городской казны.
«Накануне праздника женщин собирали в борделе и обычно отводили их в монастырь Святого Георгия. После этого им не разрешалось выходить на улицу», — добавляет Граульера в свой работе.
Посредством бесед и молитв предполагалось, что проститутки решат отказаться от своей работы и вернуться на праведный путь. Им даже предлагалась помощь в поиске мужа и большое приданое (деньги, опять же, выплачивались городом). Несмотря на то, что очень немногие решали оставить ремесло, духовное уединение все же было головной болью сутенеров. Они всеми силами пытались избежать их, чтобы не потерять свой источник дохода.
Помимо Пасхи (и других праздников такого же значения), власти запрещали проституткам работать в воскресенье до мессы. Нарушение этого запрета считалось очень серьезным. Позже закон стал еще строже. «Судьи Валенсии установили штраф в размере 20 окладов для работниц борделя, которые в праздничные дни обедали до мессы», — добавляет Граульера.
Организация
Бордель в стенах города не был обычным зданием, а состоял из множества домов и постоялых дворов, расположенных на нескольких улиц (в лучшие времена домов было до 15). Проститутки, получившие лицензию, могли арендовать комнату в доме или целиком дом. В обоих случаях существовал домовладелец от борделя. «Каждая женщина тщательно заботилась о своем доме, отбеливала фасад, ставила цветы и изменяла все по своему вкусу», — пишут авторы книги.
Лучшим вариантом для проститутки было арендовать целиком один из этих домов, поскольку это давало им большую автономию от хозяев. «Это были маленькие домики, чаще всего в один этаж, которые, по свидетельству их посетителей, были очень чистыми и аккуратными. Палисадник часто украшался цветами и вкусно пахнувшими кустами. У них был задний двор, где, можно было что-то выращивать и собираться теплыми летними ночами», — говорит Граульера. При этом проститутки, арендовавшие эти дома, по-прежнему зависели от хозяев, заправлявших в борделе.
Они нанимали проституток, договаривались с ними об окладе, ходатайствовали за них в полиции, чтобы новоприбывшим выдали лицензию и каждый день следили за ними (особенно когда они болели и не могли работать). В довершение всего они также были кредиторами и ссужали девушкам деньги на покупку украшений и платьев. Проститутки не могли уйти из борделя, пока не выплатят все свои долги. На деле они попадали в западню.
Значительная часть путешественников, посетивших бордель Валенсии, отмечали, что дома были ухоженными и выглядели очень приятно. Они также подчеркивали приятное удивление от проституток, поддерживавших себя в чистоте.
Преступления в борделе
Для услады посетителей им предлагались напитки. При этом между клиентами нередко вспыхивали разного рода потасовки, и тогда на сцене появлялись охранники борделя. Наиболее эффективным способом для предотвращения конфликтов был запрет на вход подозрительным лицам. В 1553 году по приговору суда некому смутьяну Мигелю Жоану Скалсу было запрещено посещать бордель «под угрозой высылки из города или двадцатипятидневного заточения».
Однако это были не единственные проблемы в борделе. Частыми были кражи у проституток, поскольку украшения и платья были лакомым кусочком для жуликов. Быстрой поимке преступников способствовало то, что в борделе был только один выход. В любом случае осуществлением закона на территории борделя занимался управитель. Он же следил за соблюдением запрета на ношение оружия и сообщал властям о виновных.
Упадок и закрытие
Бордель в Валенсии активно работал столетиями. Однако в середине XVI века начался медленный, но неумолимый процесс упадка. Кульминация его пришлась на 1651 год. Тогда фрай Педро де Урбина, архиепископ города, приказал проституткам в течение десяти дней оставить работу под угрозой изгнания из города. Однако на то, чтобы покончить с борделем, ушло чуть больше времени, чем предполагал архиепископ, и последние проститутки были заключены в монастырь только в 1671 году.
О конце борделя рассказывает Карбонерес: «Валенсийский бордель, за которым, очевидно, стояли влиятельные люди, сопротивлялся дольше всех. Из него уже выгнали обычных съемщиц, но семь женщин по-прежнему оставались в нем, утверждая, что им некуда пойти. На этот раз валенсийский иезуит П.Катала сам позаботился о том, чтобы эти женщины были доставлены в монастырь Святого Георгия, где он обратился к ним с проповедью, настолько успешной, что, по словам библиографа Родригеса, присутствовавшего при этих событиях, семь грешниц стали семью праведницами».
Карбонерес отмечает, что закрыть бордель было плохой идеей. Это привело к тому, что женщины переместились на улицы: «За те несколько дней, что войска эрцгерцога Карлоса, соперника Фелипе V, пробыли в Мадриде, в больницах оказалось больше 2 000 человек с венерическими заболеваниями! Это лучшее доказательство того, что недостаточно просто удалить порок при помощи указа, если он основан на нашей слабой природе».