«Апостроф»: Вы очень осторожно говорили о возможных ограничительных мерах против медиа, замеченных за вмешательством в избирательный процесс. Не делает ли осторожность в этом вопросе вашу позицию слабее позиции тех, кто будет вмешиваться в выборы, собственно Кремля?
Андерс Фог Расмуссен: Я хочу подчеркнуть, что мы — политически нейтральны. Мы одинаково будем относиться ко всем кандидатам. Наша цель — убедиться в том, что украинцы имеют свободу выбора, свободные и честные выборы без вмешательства извне. Поэтому это будет основой для всей нашей работы здесь.
— Вы говорите о том, что выборы должны быть прозрачными, однако эксперты уже заявляют о большом количестве неправдивых материалов в медиа. Как мы можем справиться с этим?
— Я думаю, что один из способов, который поможет справиться, — это разработка инструмента, который мы называем инструментом отслеживания. Он поможет отразить специфические схемы в способе подачи фейковых новостей, дезинформации и попытках создать раскол в украинском обществе. Мы будем отмечать такие паттерны, а потом — делать достоянием общественности. Мы будем привлекать медиа, организовывать конференции, регулярно будем выпускать новостные бюллетени.
Мы искренне верим: путь, который поможет сделать украинское общество гораздо более устойчивым, заключается в том, чтобы доносить до людей правду, чтобы они осознавали, что происходит на самом деле. То есть мы видим что-то, публикуем, и граждане уже знают. Мы должны критически относиться к фактам.
— Почему ваша организация взялась за это? В чем ее выгода?
— Думаю, мы имеем две специфические причины заниматься этим. Первая — принципиальная. Я убежден, что единственный путь обеспечить выживание свободы и демократии — убедиться в том, что люди действительно имеют свободу выбора, они выбирают свое правительство на свободных и честных выборах. Именно по этой причине Россия осознает: чтобы дестабилизировать наши общества, надо подорвать надежность и доверие к нашим демократическим институтам и процессам. Для них это новый изощренный способ бороться за прогресс их идей. Не допустить этого — принципиально для нас.
Но также, со своей западной точки зрения, я считаю, что Украина — это стратегическая ценность. Поэтому мы должны обеспечить здесь дальнейший прогресс в реформах и поддержать Украину, ориентированную на Запад. Конечно, это тоже играет роль.