На фоне войны на востоке Украины возник еще один конфликт — в Азовском море, до которого можно добраться только через пролив между Россией и Крымом. Здесь Россия с недавнего времени блокирует корабли, следующие на Украину и обратно. В этой связи растут опасения, что возникнет новый вооруженный конфликт.
В Мариуполе, крупнейшем порту на Азовском море, большинство кранов в последнее время простаивают без дела. Длинный пирс пуст — сегодня здесь пришвартовалось лишь одно судно. Два крана укладывают друг на друга многотонные металлические плиты. Алексей Мишенко подает сигнал одному из крановщиков, и огромная плита взмывает над пирсом. Мишенко отступает на пару шагов назад.
«Это товар от нашего комбината „Азовсталь". Он идет на экспорт», — говорит 32-летний Мишенко. По его словам, у него двое детей, а его жена — бухгалтер. Он работает в порту уже 13 лет.
«В последнее время дела идут не очень хорошо. До конфликта в Донбассе порт работал с полной загрузкой — все причалы были забиты до отказа. Порт жил, и ситуация была стабильной». Он отцепляет плиту от крана. Мишенко сейчас переживает за каждую свою рабочую смену. Руководство порта ввело короткие смены, зарплата сократилась примерно на 20%. Впрочем, пока ни один сотрудник не был уволен, заверил начальник порта Александр Олейник.
«Это очень важно, — подчеркивает он. — От этого зависит безопасность региона. Если у людей больше не будет работы, и они перестанут получать зарплату, возникнет социальная напряженность. И на какую сторону встанут тогда эти люди?»
Россия блокирует подступы к Азовскому морю
Крупный промышленный центр Мариуполь расположен на юго-востоке Украины, неподалеку от региона, оккупированного преступниками, пользующимися поддержкой России. Война там длится вот уже четыре с лишним года. Линия фронта пролегает примерно в 20 километрах отсюда. В Мариуполе в первые месяцы конфликта также шли боевые действия. Повстанцы, выступающие против Украины, обстреливали город ракетами, убивая при этом мирных граждан.
В начале 2015 года проукраинским силам удалось перейти в контрнаступление, и с тех пор в городе воцарился мир. Лишь изредка досюда доносятся звуки боев.
Однако пару месяцев назад ситуация в Мариуполе вновь обострилась — на этот раз на море. Дело в том, что Россия блокирует доступ в Азовское море и тем самым в Мариуполь и Бердянск, еще один важный промышленный центр на Украине.
Азовское море — внутреннее. По площади оно несколько уступает территории Нидерландов. Выход к нему имеют только Россия и Украина. С Черным морем его соединяет Керченский пролив между территорией России и Крымом. После аннексии Крыма в 2014 году Россия контролирует также и доступ к Азовскому морю.
На протяжении долгого времени Россия не мешала кораблям проходить через Керченский пролив. В конце концов, Россия и Украина много лет мирно сосуществовали в этом регионе.
Железнодорожное сообщение также нарушено
Но потом Россия построила мост, соединив Крым с континентом, и ввела ограничения на размер судов, которым дозволено проходить в Керченский пролив. С августа 2017 года они могут иметь высоту не более 33 метров. Российские порты на Азовском море расположены на относительном мелководье, и туда грузы в любом случае доставляются судами более мелкого размера. Однако с Мариуполем в этом плане возникла проблема, поясняет начальник порта Александр Олейник.
«До нас теперь из-за ограничений по высоте не могут добраться 140 кораблей. Из-за этого мы потеряли крупный контракт со сталелитейным концерном „Метинвест"», — сообщает он.
«Метинвест» — один из крупнейших сталелитейных и горнодобывающих концернов в Европе. Его штаб-квартира располагается в Мариуполе, где ему принадлежат два завода.
«Концерн поставлял сталь в США — миллион тонн в год. Теперь же он перебрался в другие порты — Одессу, Черноморск, Южный», — говорит Олейник.
Миллион тонн — внушительный объем. В общей сложности порт в настоящее время имеет оборот в шесть миллионов тонн. До войны оборот был примерно вдвое больше. Крупнейшие угледобывающие компании Донбасса, находящиеся теперь под контролем повстанцев, перевозили свою продукцию через Мариуполь. Теперь двусторонние связи нарушены, железнодорожного сообщения также больше нет.
Когда Россия в мае этого года ввела в эксплуатацию Крымский мост, добавилась еще одна проблема: теперь Россия ограничила проход кораблей в Азовское море и досконально досматривает их.
Ужесточение контроля с началом Чемпионата мира по футболу
В Мариуполе проблемами судовладельцев занимается компания Maritime Logistics. Ее директор Антон Шапран в последние недели стал для них этаким пресс-секретарем. «Сначала задержки составляли два-два с половиной часа, и это никого особо не волновало. Это объясняли тем, что только что введен в эксплуатацию новый мост, и речь идет о мерах безопасности, особенно в преддверии Чемпионата мира по футболу».
Турнир проходил с середины июня по середину июля, и в это время Россия ужесточила все виды контроля.
«Однако потом ЧМ-2018 закончился, а Россия, наоборот, расширила список судов, подлежащих контролю. С одной стороны, это хорошо, потому что тогда они могут оформлять больше судов. С другой стороны, это значит, что российская сторона не собирается прекращать контроль судов», — говорит Шапран. Весь август, по его словам, прошел в нервной обстановке, потому что суда задерживались все больше и больше — на день, на три дня, а иногда даже на пять.
Шапран подходит к большой карте моря, висящей на стене в его офисе. По его словам, суда перед Крымским мостом, за которым находится проход в Азовское море, задерживаются в первый раз.
«Затем они попадают в Керченский пролив, а потом на их пути, по идее, больше не должно возникать преград, но некоторые останавливают для проверки уже непосредственно в Азовском море. Это произвол».
Ситуация повторяется и на обратном пути, когда корабли покидают Азовское море. И это в отрасли, где на счету каждый лишний час! Судовладельцам из-за этого приходится нести дополнительные расходы в размере 6000-7000 долларов в день, сообщает Шапран. «От капитанов и судовладельцев я слышал, что они подали какую-то официальную жалобу, потому что боятся. Но они также опасаются, что их жалоба попадет „не в те руки", и в следующий раз у их кораблей будет еще больше проблем».
Уже сейчас понятно, что судовладельцы, ведущие международный бизнес, теряют интерес к порту Мариуполя, продолжает Шапран. Это имеет отрицательные последствия для экономики региона. «У фрахтовщиков возникают трудности с поиском судов. Не все судовладельцы готовы рисковать в связи с возможными задержками. Если кому-то срочно нужно доставить груз, ему приходится переплачивать или соглашаться на невыгодные для него условия судовладельцев».
Перманентная военная угроза
Новые проверки кораблей — только часть идущей вот уже несколько лет гибридной войны, целью которой является экономическое уничтожение Украины и провоцирование недовольства среди граждан страны, считает политолог Владимир Фесенко, руководитель киевского исследовательского центра «Пента». «Положение в Азовском море обострилось, потому что Россия после введения в эксплуатацию Керченского моста применяет новую тактику, которую я называю „тактикой огромной змеи". Она стремится постепенно экономически задушить порты Мариуполь и Бердянск», — говорит эксперт.
Крымский мост не только играет важную роль в транспортной сфере, но и является политическим инструментом в руках России, которая стремится как можно сильнее навредить Украине, выразил уверенность украинский министр инфраструктуры Владимир Омелян: «Когда украинские порты станут неэффективными и будут приносить убытки, многие люди, живущие в этих городах, потеряют работу. Они, конечно же, будут недовольны и, в первую очередь, будут обвинять украинское руководство в неспособности защитить их рабочие места».
К экономическим проблемам добавляется также постоянная военная угроза. Вот уже два месяца ходят слухи, что Россия готовит новое наступление на Украину и попытается захватить ее побережье на подступах к Крыму. И Мариуполь — первый крупный город на этом пути. Впрочем, политолог Фесенко не верит в эту версию. «Это уже, пожалуй, перебор. Но после событий 2014 года я не исключаю ничего. Возможно все», — говорит он.
Наблюдение со стороны ОБСЕ затруднено
Андрей Клименко — главный редактор специализирующегося на экономической и военной тематике интернет-портала «Блэк Си Ньюс» (Black Sea News). Он, по собственному признанию, исходит из того, что на Азовском море грядет обострение военной ситуации. «Это лишь вопрос времени. На суше, в Донбассе, русские столкнулись с ожесточенным сопротивлением и были вынуждены нести очень большие потери. На море же у них, по сути, полное превосходство».
Клименко упомянул около 60 военных судах, которыми Россия в настоящее время располагает в Азовском море. Большинство из них — быстроходные патрульные катера. Кроме того, речь идет о примерно десяти кораблях, вооруженных артиллерийскими установками и способными брать на борт бронетехнику и живую силу. С их помощью русские вполне могут захватить Мариуполь.
Впрочем, ОБСЕ не может подтвердить эти цифры, но не потому, что они недостоверны, а потому, что сотрудники ее миссии могут наблюдать лишь за ситуацией в охваченном боевыми действиями Донбассе, но не на Азовском море.
Тем не менее руководитель миссии ОБСЕ Александр Хуг признал: «Территория вокруг Мариуполя входит в пятерку регионов, где регулярно, до 90% случаев, наблюдаются нарушения перемирия».
Российские СМИ пишут о «пиратстве»
Ситуация вокруг Мариуполя остается напряженной, потому что территория, неподконтрольная украинским властям, весьма невелика, и, таким образом, там наблюдается очень высокая концентрация тяжелой военной техники, добавил Хуг.
Он отказывается строить предположения, по каким сценариям могла бы осуществляться эскалация ситуации, но заметил: «Если на южном побережье, то есть между Мариуполем и Новоазовском, положение накалится или даже начнутся столкновения, это, конечно, было бы одним из сценариев, с которым нам пришлось бы разбираться, укрепляя наши силы путем переброски наблюдателей из близлежащих регионов».
Пока наблюдатели ОБСЕ зарегистрировали ряд случаев, когда украинские власти задерживали российские корабли вместе с экипажами. В одном лишь порту Мариуполя было зафиксировано четыре подобных случая.
По меньшей мере одно судно — рыболовецкий траулер «Норд» с десятью членами экипажа — было задержано Украиной до того, как Россия ввела усиленный контроль в Керченском проливе, а именно в марте.
Российское руководство выразило тогда протест против нарушения Украиной двустороннего соглашения о совместном использовании Азовского моря, как заявила представитель российского МИД Мария Захарова. «Мы настаиваем на невиновности наших сограждан, подвергшихся нелегальным, агрессивным действиям силовых структур и судебных органов Украины», — подчеркнула она.
Российские СМИ тут же принялись писать о «пиратстве» в водах Азовского моря. Украинский министр инфраструктуры Владимир Омелян в свою очередь возмутился: «Россия захватила Крым. Они убили множество украинцев на востоке страны, а теперь говорят, что украинцы — пираты. В нашем Азовском море, по соседству с нашими азовскими портами?»
Взрывоопасная ситуация
Экипаж задержанного сейнера «Норд» — моряки с Крыма. Украина считает полуостров своей территорией, а его жителей, соответственно, украинскими гражданами, отказываясь признавать их российские паспорта. Поэтому многим морякам до сих пор так и не удалось вернуться домой, к родным.
Министр Омелян оправдывает действия властей: «Они противозаконно заходили в крымские порты — это единственная причина, по которой их задержали. Их задержание проходило в полном соответствии с международными и украинскими нормами».
Но именно это послужило для России поводом к ужесточению контроля на море. Это стандартный «шаблон», по которому действовали еще в советские времена, сказал Омелян. «Мы вспоминаем множество случаев, когда СССР говорил, что мы это сделали только потому, что на нас напала Финляндия. Или кто-нибудь еще. Но мы все знаем, что это не так. Россия была агрессором, когда вводила войска в Польшу или Чехословакию — якобы чтобы стабилизировать положение в коммунистических странах. Но разве это было так? Нет. С Украиной происходит то же самое. Каждый раз, когда они пытаются оправдать свои противоправные действия, они говорят, что кто-то начал первым».
Сложившаяся ситуация вполне может продолжить накаляться. Две недели назад Служба безопасности Украины (СБУ) занялась положением на Азовском, а также на соседнем Черном море. В соответствующем пресс-релизе говорилось, что Украина усилит свое военное присутствие на Азовском море и оснастит свою береговую охрану новейшим высокоточным оружием. Кроме того, правительству было рекомендовано принять новую морскую доктрину с целью защиты национальных интересов Украины на Азовском и Черном морях. Однако, по мнению многих экспертов, эти меры будут запоздалыми, да и недостаточными.
Правительство в Киеве под давлением
Еще в 2014 году США предложили Украине два старых корабля береговой охраны. Впрочем, при этом ей предлагалось взять на себя расходы на перегон кораблей через океан, а также на обучение своего персонала. До сих пор корабли поставлены не были. «Радио Свобода» несколько месяцев назад сообщило, что президент Петр Порошенко преследует собственные бизнес-интересы, и потому срочно необходимые его стране корабли до сих пор не достигли ее берегов. Другие источники говорят о многочисленных бюрократических проволочках. Эксперт по Черному морю Андрей Клименко считает, что американские корабли скоро поступят в распоряжение Киева, но:
«Нам нужно не два корабля, а десятки. Они не обязательно должны быть новыми — у США, Великобритании и других стран НАТО есть много списанных кораблей разных классов, которые вполне сгодились бы для защиты украинских берегов». Вообще же, по словам Клименко, НАТО недостаточно присутствует в регионе. Так, с 2014 по 2016 годы американский эсминец «Дональд Кук» (Donald Cook) совершал патрулирование Средиземного и Черного морей. Но два года назад он был переброшен в Балтийское море с целью защиты прибалтийских стран и Польши от России, которая незадолго до этого начала крупномасштабные учения вблизи границ НАТО. И это, по мнению Клименко, оказалось ошибкой, потому что Россия тем самым совершила отвлекающий маневр, ведь на самом деле она угрожает именно Украине, а не другим странам.
«Господин Путин обманул вас — ЕС, НАТО и США. В действительности русские вовсе не собираются нападать на страны НАТО. Ситуация совсем иная. Я бы хотел, чтобы ваши слушатели в Германии поняли — это окно возможностей для агрессии Путина против Украины на Черном море», — подчеркнул он.
Правительство в Киеве оказалось под давлением, особенно с учетом того, что Украине в следующем году предстоят президентские, а потом парламентские выборы.
Министр инфраструктуры требует новых санкций против России
В мариупольском порту накапливаются стальные плиты, произведенные на «Азовстали». Сотрудник порта Алексей Мишенко признался, что уже устал от бесконечного обострения ситуации. «Мы надеемся, что она успокоится, что стороны как-то договорятся. Раньше же они как-то договаривались, и от этого выигрывали все».
Не только сотрудник порта, но и его директор Александр Олейник ожидает от правительства прагматичных действий: «Мы ждем только одного: что война закончится. Что наступит стабильность. Кризис длится уже слишком долго. Думаю, нужно делать поменьше радикальных заявлений и больше задействовать дипломатию».
В экспертных кругах говорят, что Украина под давлением России могла бы возобновить водоснабжение Крыма. До аннексии полуостров снабжался по каналу с территории Украины. Но Киев перекрыл его, из-за чего в Крыму возникли большие проблемы.
Министр Омелян опровергает эти утверждения. По его словам, об этом никто не думает. Вместо этого он настаивает на введении новых санкций против России. В частности, они могли бы быть направлены против ее портов на Азовском море.
«Россия для нас — не партнер, а враг. С ней нельзя искать компромиссы». Одно, однако, уже ясно: Крым Россия просто так не отдаст. Будет ли она пытаться захватить и украинское побережье Азовского моря или ограничится «только» экономическим уничтожением этого региона, пока неизвестно. Это станет понятно в ближайшие месяцы».