20 сентября лидеры 27 стран-членов ЕС провели в Зальцбурге сверку часов в отсутствии британского премьера Терезы Мэй. Их неформальный саммит стал коллективным указанием на то, что переговоры по Брекситу выходят на финишную прямую. И что европейцы пока не намерены смягчать свою позицию.
Целью встречи было в первую очередь оказать максимальное давление на британского премьера до ежегодного съезда консерваторов, среди которых возник сильнейший раскол по вопросу Брексита.
Через полтора года после начала переговоров по выходу Лондона из ЕС европейцы впервые уточнили конечные даты. «Европейский совет [18 октября] станет моментом истины, — уверяет его председатель Дональд Туск (Donald Tusk). — Мы рассчитываем на существенный прогресс. Там мы примем решение о возможном саммите в ноябре».
Брексит может состояться 29 марта 2019 года
Если верить членам ЕС, остается всего два «полезных месяца» на завершение составления чрезвычайно сложного в юридическом плане соглашения о «разводе», а также его ратификацию Европарламентом и (что явно будет сложнее) британским парламентом.
Отметим, что Тереза Мэй подчеркнула накануне в Зальцбурге (у нее было десять минут, чтобы изложить коллегам свою точку зрения), что «Брексит состоится 29 марта 2019 года». Ответ всем тем, кто еще фантазирует о продлении переговоров.
Утром ходили слухи о проведении внеочередного саммита 17 и 18 ноября, но Туск не подтвердил эти даты: о каких-то уточнениях не могло быть и речи, чтобы британцы не подумали, что вопрос стоит уже не настолько остро.
Если конкретнее, европейцы ждут окончания саммита консерваторов 3 октября, чтобы активно возобновить переговоры, и рассчитывают на утверждение договора в октябре. Поговаривают даже о выработке в ноябре политического заявления, которое должно сопровождать это соглашение и очертить общие рамки будущих отношений Лондона и ЕС.
Эммануэль Макрон, сторонник жесткости
«Сегодня наступил момент истины. В октябре мы ждем новое предложение британцев, в частности по договору о выходе», — отметил президент Франции Эммануэль Макрон, сторонник жесткого подхода к Лондону с самого начала дискуссии. Тереза Мэй заявила европейским коллегам в Зальцбурге, что представит им новое предложение, чтобы избежать восстановления жесткой границы между Северной Ирландией и Ирландией после Брексита.
В этом заключается последний камень преткновения на переговорах ЕС и Лондона. В декабре 2017 года главный представитель Евросоюза Мишель Барнье (Michel Barnier) предложил временное решение для предотвращения формирования границы между двумя Ирландиями, которое поставило бы под угрозу подписанные 20 лет назад мирные соглашения.
По этому предложению, Северная Ирландия должна и дальше равняться на европейские нормы (санитарные, регламентные, фискальные и т.д.) для предотвращения контроля на границе с Ирландией. При этом товарный контроль, который становится необходимостью после выхода Великобритании из ЕС, должен будет проводиться уже между Северной Ирландией и остальной частью Соединенного Королевства.
На кону целостность Общего рынка
В частности, они заставили Лондон выплатить остаток по Брекситу, поставили собственные условия на запрошенный Лондоном двухлетний переходный период и неизменно отклоняли все предложения насчет будущих отношений, которые могли бы поставить под угрозу целостность общего рынка.
На протяжение последних нескольких недель Мишель Барнье пытается сгладить ирландский вопрос, подчеркивая, что речь идет всего лишь о временных условиях, что проверки товаров будут ограниченными и т.д. Как бы то ни было, по своей сути предложение осталось неизменным.
Кроме того, в четверг Туск впервые выступил с открытой критикой «плана Чекерс», который обсуждался в июле в правительстве Мэй и привел к двум громким отставкам: министра Брексита Дэвида Дэвиса (David Davis) и министра иностранных дел Бориса Джонсона (Boris Johnson).
«План Чекерс» не сработает
Тереза Мэй рассчитывала добиться с его помощью мягкого Брексита с сохранением доступа на единый рынок для британских товаров и услуг. «План Чекерс» о будущих торговых отношениях ЕС и Великобритании не сработает«, — считает Туск.
«Будущие экономические отношения [по предложению Лондона] неприемлемы, поскольку нарушают целостность единого рынка [четыре свободы перемещения: граждан, товаров, услуг и финансов]», — отметил в четверг президент Макрон. Мишель Барнье тоже подтвердил жесткую позицию, как по наполнению, так и по графику переговоров. Именно такой подход, судя по всему, превалировал в четверг.
Как бы то ни было, представители ЕС не могут не испытывать беспокойства перед финишной прямой переговоров, которая, видимо, станет самой напряженной и драматической. Единство европейцев будет как никогда решающим, тогда как британцы наращивают лоббирование, чтобы расколоть общий фронт.
Лондон в поисках союзников в Европе
Пока что европейцы выступают единым фронтом, хотя иногда позиции некоторых из них все же отличаются.
В частности это касается мальтийского премьера Джозефа Муската (Joseph Muscat), который заявил в четверг «Би-Би-Си» о «практически единогласной» поддержке европейским руководством проведения в Великобритании второго референдума (первый прошел в июне 2016 года). Такого же мнения придерживается и его чешский коллега Андрей Бабиш (Andrej Babis). При этом два осведомленных европейских источника назвали их заявления «ничего не значащими».
Тереза Мэй тоже категорически исключила такую возможность в выступлении перед европейцами. «Я знаю, что многие из вас не хотят Брексита, — сказала она коллегами за ужином в Зальцбурге в среду. — Поэтому я считаю важным внести ясность: в Великобритании не будет второго референдума».
Пока что европейцы придерживаются прежних взглядов на Брексит, которые обрисовал в четверг французский лидер: «Те, кто говорят, что могут прекрасно обойтись без Европы, лгут. Нельзя просто так выйти из ЕС без расплаты и последствий».