Доклад, подготовленный группой экспертов Организации Объединенных Наций, подтверждает, что Северная Корея, «по всей видимости, безнаказанно» уклоняется от международных санкций, однако ожесточенная закулисная борьба между Россией и США препятствует обнародованию этого отчета.
148-страничный документ, результат длившейся на протяжении нескольких месяцев кропотливой работы экспертов, представляет собой чрезвычайно важный отчет о многократных случаях уклонения Северной Кореи от санкций, введенных в отношении торговли нефтью и углем — их целью было оказать давление на Пхеньян, чтобы он в свою очередь отказался от программы ядерного оружия.
Россия попыталась смягчить текст доклада, в котором помимо прочего утверждается, что ее компании регулярно нарушали санкции. Когда эксперты ООН приняли ряд поправок, сделанных Россией к докладу, команда США во главе с послом Никки Хейли пришла в негодование и полностью заблокировала его публикацию.
По свидетельствам примерно дюжины дипломатических источников в Нью-Йорке и Вашингтоне, на редкость ожесточенное противостояние, развернувшееся главным образом в ходе конфиденциальных встреч в штаб-квартире ООН, развело по разные стороны Соединенные Штаты и их союзников, по мнению которых российские поправки имели смысл, и подорвало способность Совбеза ООН приводить в исполнение санкции в отношении Северной Кореи и прочих стран.
Это столкновение также продемонстрировало серьезные расхождения между позицией президента США Дональда Трампа, который все это время старался поддерживать теплые отношения с президентом России Владимиром Путиным, и подходом к русским самой Хейли в Организации Объединенных Наций.
«Все это время Россия морочила нам голову. А теперь попалась, — сказала Хейли делегатам на чрезвычайном заседании Совета Безопасности по санкциям в понедельник. — Ложь, обман и преступное поведение стали новой нормой российской культуры».
Должностные лица США объяснили свои действия острой необходимостью: не позволить России вмешиваться в важный процесс установления фактов. Но критики этого подхода считают, что Соединенные Штаты зашли слишком далеко: по сути они действуют во вред самим себе.
«Все благоразумные члены комитета по санкциям пытались найти решение. Но США встречали в штыки любое предложение, поступавшее от русских, — рассказал один из чиновников, участвовавших в переговорах. — Они не собирались идти на компромисс; они хотели каждого подмять под себя».
На протяжении более чем десятилетия Соединенные Штаты активно участвуют в работе экспертной группы ООН, квази-независимого органа, созданного в 2006 году для соблюдения санкционного режима в отношении ядерной программы Северной Кореи. Группа, которую возглавляет британский эксперт по торговле оружием Хью Гриффитс, включает в себя специалистов из Великобритании, Китая, Франции, Японии, России, Южной Кореи и Соединенных Штатов.
Экспертная группа выпустила целый ряд отчетов, которые свидетельствуют о незаконных попытках Пхеньяна финансировать свою ядерную программу и тем самым обеспечивают международную легитимность более обширным дипломатическим усилиям Америки по сдерживанию ядерных амбиций Северной Кореи.
Последний отчет — с которым удалось ознакомиться Foreign Policy и который по-прежнему заблокирован Соединенными Штатами — в подробностях сообщает о том, как северокорейские финансовые брокеры почти без ограничений работают в пяти основных странах. В нем приводятся данные о примерно трех сотнях иностранных предприятий и частных лиц — 215 из Китая и 39 из России — которые, как предполагается, создавали с северокорейцами запрещенные совместные предприятия и тем самым нарушали санкции. Утечка более ранней версии этого отчета, оказавшегося в руках журналистов, произошла в августе.
Окончательный вариант секретного доклада — о находках которого ранее сообщала Wall Street Journal — приводит свидетельства о том, что один гражданин Северной Кореи зарегистрировал компанию в северокорейском консульстве во Владивостоке. Компания, совместное предприятие с российским директором во главе, управляла рядом предприятий в сфере строительства и недвижимости, а также несколькими ресторанами и барами в железнодорожных поездах и на морских судах.
Но самым возмутительным и продуктивным методом уклонения от санкций является перегрузка обработанной нефти с иностранных танкеров на северокорейские суда в открытом море.
В частности, доклад сообщает об инциденте, имевшем место десятого апреля, когда судно с российским флагом под названием «Патриот» было замечено в открытом море совершающим разгрузку на танкер «Ван Хэн 11». Пять дней спустя северокорейский танкер — который уже находился под санкциями ООН — был зафиксирован, по всей вероятности, американскими камерами наблюдения во время разгрузки топлива в северокорейском порту Нампо. Явно пытаясь остаться незамеченными, во время транзакции оба корабля отключили свои электронные системы слежения.
Но, хотя авторы доклада заключают, что «Ван Хэн 11» нарушает санкции ООН, они признают, что лазейка в санкционном режиме позволяет находящимся под санкциями судам передавать топливо и другой груз другим судам в открытом море. Эксперты рекомендуют устранить этот пробел, чтобы впредь «Патриот» и другие суда не могли в законном порядке выступать пособниками тех, кто пытается действовать в обход санкций.
«[Северная Корея] не прекратила разработку своей ядерной и ракетной программы и продолжает игнорировать резолюции Совета Безопасности, о чем свидетельствует значительный рост числа незаконных перегрузок нефтепродуктов, а также угля с одного судна на другое в открытом море», — говорится в докладе.
«Эти нарушения делают последние санкции Организации Объединенных Наций неэффективными, КНДР [Северная Корея] полностью пренебрегает квотами на импорт нефтепродуктов и сырой нефти, а также запретом на ввоз угля».
В начале июля Соединенные Штаты пытались убедить группу в том, что Северная Корея нарушила санкции ООН уже несколько недель спустя после исторического саммита Трампа и лидера Северной Кореи Ким Чен Ына в Сингапуре. Шестого июля официальные лица США предоставили экспертной группе ООН разведданные, предполагающие, что Северная Корея уже импортировала максимальное количество нефти, разрешенное в 2018 году в соответствии с санкциями ООН.
США сообщили экспертам ООН, что у них имеется дюжина спутниковых снимков, на которых можно наблюдать 89 танкеров, которые в период с 1 января по 30 мая производят выгрузку в северокорейских портах Нампо, Наджин и Вонсан. По подсчетам США, эти суда были в состоянии выгрузить почти 1,4 миллиона баррелей нефти, что почти в три раза превышает объем, установленный санкциями ООН. Даже если бы они использовались на одну треть своей вместимости, все равно был бы достигнут годовой лимит в 500 тысяч баррелей.
Между тем Россия оспорила подсчеты американских коллег, отметив, что, по официальным данным самого Комитета по санкциям Совета безопасности ООН, Северная Корея импортировала только четверть положенного ей объема. Москва настояла на том, чтобы ее возражения были приняты во внимание при составлении финального доклада.
«Официальных оснований для приостановки экспорта нефтепродуктов в КНДР нет», — заявила Россия в официальном письме от 30 июля. Вскоре после этого входящие в группу российские и китайские эксперты Дмитрий Кику и Цзяху Цзун заявили о своем несогласии и сняли свои подписи — явный признак того, что Россия скорее всего не дала бы добро на публикацию доклада.
Опасаясь полного запрета отчета, чиновники ООН и дипломаты из Великобритании, Франции и Нидерландов приступили к переговорам, чтобы в спокойной обстановке понять, смогут ли они выступить посредниками в достижении компромисса. Так, Великобритания предложила опубликовать замечания России в приложении к отчету. Но Соединенные Штаты выступили против этой инициативы, хотя официально она даже не была предложена России.
В контексте безвыходной ситуации, сложившейся по вине крупных держав, группа ООН третьего августа завершила отчет и отправила его в Комитет по санкциям для подготовки к публикации. Однако посол России в ООН Василий Небензя в конце того месяца заявил, что у его делегации возникли проблемы с докладом, и он решил отложить его обнародование.
Между тем секретариат Организации Объединенных Наций открыл отдельный канал переговоров с русскими и заключил компромиссную сделку. Согласно ей, финальный доклад будет содержать абзац, в котором Россия заявит о своих сомнениях относительно достоверности утверждений Америки о том, что Северная Корея исчерпала свою годовую квоту на нефть. Также было оговорено, что список компаний и частных лиц, имеющих совместные предприятия с Северной Кореей — в том числе 39 российских компаний — будет вынесен в секретное приложение к докладу. (В первоначальном отчете названия российских компаний в любом случае подверглись бы редактированию).
Соединенные Штаты с негодованием отреагировали на это соглашение, обвинив членов группы в том, что они поддались давлению России. Решение открыть готовый отчет для поправок создает тревожный прецедент, который в будущем может сподвигнуть других к исправлению независимых докладов группы.
Экспертная группа ООН — это «единственный инструмент, с помощью которого международное сообщество может обеспечить полную реализацию и соблюдение санкционного режима», сказал Foreign Policy представитель американской миссии в ООН. «Она предоставляет миру беспристрастное, независимое средство привлечения нарушителей к ответственности».
«Если позволить России испортить этот процесс, они не преминуть сделать это снова. И другие последуют их примеру, — добавил пресс-секретарь. — По сути это даст русским — и любой другой стране в совете — возможность нарушать санкции, а потом заметать свои следы».
Между тем решение США заблокировать публикацию отчета по Северной Корее, которое было подписано всеми семью членами группы — включая американского эксперта — ставит делегацию Хейли в затруднительное положение. Оно наделило Россию неожиданной ролью защитника доклада ООН, разоблачающего нарушения санкций со стороны ее собственных граждан.
«Публикации независимого доклада препятствуете именно вы, — сказал Небензя Хэйли на заседании Совбеза в начале этой недели. — У меня к вам просьба: пожалуйста, снимите свой запрет на публикацию доклада экспертной комиссии и позаботьтесь о том, чтобы он увидел свет».