Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и подконтрольные ему СМИ в начале недели с гордостью рапортовали о результатах его встречи с российским президентом Владимиром Путиным в Сочи. Там сторонам действительно удалось договориться, по крайней мере об отсрочке большого наступления армии сирийского диктатора Башара Асада на последнюю крепость мятежников — провинцию Идлиб.
Гражданская война в Сирии достигла своей завершающей стадии, и «котел» в Идлибе, в котором наряду с вооруженными мятежниками оказались также около трех миллионов мирных жителей, стал «горячей точкой», откуда «пожар» может перекинуться на весь регион. Теперь же жители контролируемой боевиками провинции выражают сдержанный оптимизм, потому что договоренности, достигнутые в Сочи, представляются им единственным шансом избежать новой войны и гуманитарной катастрофы. Турция, в свою очередь, опасается нового наплыва беженцев.
Солдаты должны патрулировать «буферную зону» в Идлибе
Сочинское соглашение предусматривает создание до 15 октября «демилитаризованной буферной зоны» шириной 15-20 километров. Турция обязуется, в соответствии с документом, в течение этого времени разоружить порядка 30 тысяч «опасных террористов» из связанной с «Аль-Каидой» (запрещенная в РФ террористическая организация — прим. ред.) группировки Хайят Тахрир аль-Шам, а также, в свою очередь, связанной с ней китайско-уйгурской «Исламской партии Туркестана» (запрещенная в РФ террористическая организация — прим. ред.), которые контролируют значительную часть Идлиба.
Каким образом следует разоружить этих так называемых «умеренных» оппозиционеров, уточнено не было. В «буферной зоне» предполагается организация совместного патрулирования турецкими и российскими военными по примеру турецко-американского патрулирования в Манбидже на берегах Евфрата.
Идлиб небезосновательно считается последним существенным оплотом мятежников в охваченной гражданской войной стране. Эта провинция была с самого начала центром протестов против жестокой диктатуры Башара Асада. И только здесь его войска потерпели поражение практически во всех сражениях. Благодаря соседству с Турцией у мятежников никогда не было проблем со снабжением. Кроме того, Идлиб, в отличие от Алеппо, Хомса или Восточной Гуты, имеет удобное географическое положение для обороны.
Легко захватить эту квазиавтономную провинцию не удастся никому, тем более что Иран уже дал понять, что не будет участвовать в этой кампании. Таким образом, правительственные войска могут рассчитывать только на массивные бомбардировки и использование оружия массового поражения. Именно по этим причинам Путин неожиданно согласился на сделку с Эрдоганом. И это стало очень ловким ходом с его стороны.
«Грязную работу» за Путина будет делать Эрдоган
Вместо того, чтобы самому воевать с джихадистами, в рядах которых сражаются сотни чеченских боевиков, Путин оставил всю «грязную работу» Эрдогану, заставив его к тому же воевать против давнего тайного союзника — «Хайят Тахрир аль-Шам», члены которой ранее помогли турецкой армии основать на территории провинции 12 баз, что было предусмотрено другими соглашениями Анкары с Россией и Ираном.
Новое же сочинское соглашение загоняет джихадистов в угол, в первую очередь потому, что иностранным боевикам теперь невозможно будет покинуть свои позиции. При этом маловероятно, что они позволят себя разоружить и примкнут к так называемой «умеренной» оппозиции. Таким образом, Турция потеряет проверенных союзников и приобретет в их лице опасных противников. Вдобавок ко всему возникает опасность новых терактов на ее собственной территории.
Между тем Турция уже перебросила в Идлиб дополнительно 1,3 тысяч солдат, а также мобилизовала тысячи наемников из своих сирийских протекторатов в Африне, Азазе и аль-Бабе. Правительство в Анкаре, похоже, всерьез намерено удержаться на своих позициях в Идлибе и, вероятно, предложит боевикам перейти на его сторону.
Наступление в Идлибе может навредить сотрудничеству
По оценкам турецких аналитиков, у Анкары есть план, заключающийся в том, чтобы дать возможность боевикам «Хайят Тахрир аль-Шам» перебраться на территорию соседних протекторатов, тем более что они вполне могут ей пригодиться для последующего наступления на курдские территории, а чтобы «выдернуть» из этого альянса уйгурских боевиков, им, по информации гонконгской газеты «Эйша таймс» (Asia Times), может быть предложено турецкое гражданство и жилье в консервативных городах вроде Газиантепа (Gaziantep) или Урфы (Urfa).
Путин же свою позицию не изменил. Если Турция не справится с задачей по обезвреживанию джихадистов, Москва в любой момент может дать «зеленый свет» наступлению войск Асада. Путин и раньше никогда не медлил, если нужно было нарушить договоренности о перемирии, но в этот раз у него есть веские основания повременить с наступлением. Дело в том, что наступление на Идлиб оказалось бы направлено против Турции, и тогда его стратегическое сотрудничество с Анкарой было бы под угрозой.