Я очень рад быть здесь, особенно с Майком Помпео (Mike Pompeo), который проделал огромную работу на посту госсекретаря.
Сегодня я рад возможности поговорить с вами на тему, которая всем хорошо известна: это угроза, которую представляет для Соединенных Штатов и мира преступный иранский режим.
Муллы в Тегеране призывают к насилию, кровопролитию и террору на Ближнем Востоке и по всему миру. Иран грабит свой народ, сеет хаос в соседних странах и до сих пор является государством номер один, оказывающим поддержку террористам. Объединение против ядерного Ирана предприняло важные шаги, чтобы не позволить этому опасному диктаторскому режиму получить ядерное оружие и средства его доставки, и администрация Трампа гордится тем, что у нее есть такие союзники, как вы.
С самого начала мы предпринимали решительные действия в ответ на злонамеренные действия Ирана, стремясь гарантировать, чтобы режим никогда не получил доступа к ядерному оружию. Разумеется, наиболее важным шагом, который мы предприняли в этом году, стал выход из катастрофического совместного всеобъемлющего плана действий.
Соглашение по Ирану фактически было самой страшной дипломатической ошибкой в истории Америки. Оно не предписывало никаких средств борьбы против дестабилизирующей деятельности режима, разработки этим государством баллистических ракет и распространения ядерного оружия.
Хуже всего то, что это соглашение не выполняло своей основной задачи, так как не закрывало перед Ираном всех путей получения ядерного оружия.
Соглашение не помешало режиму приступить к обогащению урана в промышленных масштабах и к переработке отработанного ядерного топлива, в то время как и то, и другое было ключевым условием для стремительного распространения ядерного оружия.
Соглашение было бесконечно далеко от полной контролируемости, а указанные в нем меры были смехотворно нецелесообразны.
Более того, в соглашении по Ирану было множество расплывчатых формулировок, лазеек, двусмысленных определений и так далее.
Соглашение давало режиму доступ к более сотни миллиардов долларов в тот момент, когда у Соединенных Штатов было максимальное влияние на Тегеран.
Соглашение было наивно, непродуманно и нелогично. И если все эти серьезные недостатки не были достаточным основанием, чтобы положить конец этому катастрофическому соглашению, то ранее в этом году мы видели неопровержимые доказательства того, что мы давно уже подозревали.
Соглашение 2015 года было основано на наглой лжи, на иллюзии, что иранский режим никогда не стремился получить ядерное оружие.
Как вам известно, в апреле Израиль опубликовал добытые разведкой документы, доказывающие раз и навсегда, что Иран давно стремился получить ядерное оружие и неоднократно лгал об этом. До сих пор режим продолжает лгать миру о своих амбициях в сфере ядерного оружия. Наши отцы вынесли урок из политики умиротворения уже много десятилетий тому назад. Этот режим с гордостью призывает к уничтожению Америки и Израиля. Мы должны поймать их на слове. Аятоллы не приходят с миром.
С момента заключения соглашения оборонный бюджет Ирана вырос почти на 40%, режим потратил более 15 миллиардов долларов на ожесточенные конфликты в Сирии, Газе, Ираке и Йемене. А задолго до заключения соглашения Иран стал главным в мире банкиром, финансирующим международный терроризм. Иран беззастенчиво поддерживает преступный режим Асада в Сирии и является сообщником Асада в организованных им химических атаках в отношении его собственного народа. Иран также активно противостоял в прошлом попыткам заставить режим ответить за применение этого чудовищного оружия в Организации по запрещению химического оружия. Мы также не можем ручаться, что Иран выполнил свои обязательства в рамках Конвенции по химическому оружию в силу несоответствий, допущенных в иранской декларации, уклончивых ответов Ирана на запросы следствия, пристально наблюдающего за действиями Ирана. Соединенные Штаты внимательно наблюдают за поведением Ирана, а также за соблюдением или несоблюдением условий конвенции.
После заключения соглашения 2015 года Иран также ускорил свои разработки баллистических ракет и проводил запуски, грубо нарушая резолюции Совета безопасности ООН. Разведка США явно демонстрирует, что Иран занимается активной разработкой более точных и эффективных ракетных комплексов и технологий. Режим увеличил потенциал для нанесения точечных ударов, антикорабельных ударов и ракетных целевых показателей.
Мы также знаем, что в последние месяцы связанные с иранской ракетной программой агенты по закупкам сотрудничали с поставщиками в Азии и Европе, в том числе и в России, чтобы получить многочисленные электронные компоненты, металлическое оборудование и другие материалы.
Мы рассекретили эту информацию, чтобы ясно продемонстрировать, что режим продолжает использовать агентурные сети и подставные компании за границей, чтобы незаконным путем получить эти опасные составляющие ракет. Если Иран и продолжает использовать посредников и поставщиков в Азии для получения новейшего европейского и американского оборудования, то будьте уверены, программа Ирана по разработке баллистических ракет продолжается и развивается.
Иран распространяет эти опасные ракеты и другое оружие по всему Ближнему Востоку и по всему миру, в том числе в Сирию, где они могут быть использованы для того, чтобы угрожать нашему союзнику и дружественному государству — Израилю.
Будучи главным мировым спонсором терроризма, муллы продолжали отправлять финансирование посредникам террористов, например, ливанской Хезболле и Хамасу. Эти организации наносят невероятный ущерб беззащитному населению по всему миру.
В самом деле, кровавый след режима можно проследить в ужасных терактах в Европе, Южной Америке и Юго-Восточной Азии.
Летом этого года уполномоченный иранский дипломат руководил планом по взрыву бомбы в Париже. А всего два месяца назад двух иранских агентов арестовали сотрудники ФБР, обвинив их в слежке за американскими гражданами и израильскими и еврейскими организациями в США, в том числе за еврейским общинным центром в Чикаго.
Все эти действия в отношении американцев, разумеется, только дополняют долгую историю угроз со стороны Ирана в адрес США. И в последние десятилетия режим пытал и убивал американских граждан, совершал нападения на наши посольства и наносил удары по нашим военнослужащим.
Иран также занимается похищением американских граждан, он продолжает применять метод захвата заложников в качестве инструмента государственной политики в нарушение всех международных законов и норм.
Роберт Левинсон (Robert Levinson), с семьей которого я встречался на прошлой неделе, пропал в Иране около 11 лет назад. Сиамак Намази незаконно удерживается в Иране. Многие другие американские и европейские граждане также являются заложниками режима. Этой постыдной варварской практике следует положить конец, и Иран должен немедленно вернуть американцев и других невинных граждан.
Хассан Рухани опубликовал на прошлой неделе колонку в газете «Вашингтон Пост», где заявил, что в арсенале его режима есть только мир.
Позволю себе с этим не согласиться.
В арсенале режима есть ракеты. В арсенале режима хранятся ядерные амбиции. В арсенале режима — кровопролитие, хаос, насилие и терроризм. Заявление Рухани, что у этой убийственной диктатуры есть «традиция уважения верховенства закона», что она занимается защитой «мира и безопасности в регионе», — смехотворно.
Действия иранского режима представляют неприемлемую угрозу для интересов государственной безопасности США, для наших граждан и для безопасности наших союзников и партнеров по всему миру.
Согласно заявлениям мулл в Тегеране, мы — Сатана, владыка преисподней, хозяин пылающего ада.
Я полагаю, они серьезно воспримут мои сегодняшние заверения: если вы выступите против нас, наших союзников или наших партнеров, если вы нанесете вред нашим гражданам, если вы продолжите лгать, обманывать и вводить нас в заблуждение, то вам действительно придется дорого за это заплатить.
Соединенные Штаты в данный момент используют широкий спектр средств, которые имеются в нашем распоряжении, чтобы помешать Ирану создать ядерное оружие и чтобы противодействовать его злонамеренным поступкам. Мы готовы делать еще больше в рамках закона, если режим не изменит своей политики.
В августе администрация Трампа возобновила суровые санкции в связи с разработкой Ираном ядерного оружия. Эти санкции были отменены в результате ужасного соглашения 2015 года.
Первые санкции были направлены на автомобильный сектор Ирана и на его торговлю золотом и драгоценными металлами в дополнение к санкциям, связанным с иранской валютой, риалом. Эти жесткие санкции уже негативно сказались на иранской экономике. В этом году стоимость иранского риала упала на 70%, а рынок недвижимости Ирана скатывается в рецессию. Экспорт нефтяного сырья также резко упал в последние несколько месяцев.
Дальнейшее давление на режим только усилится 5 ноября, когда будет введена вторая часть наших санкций, связанных с разработкой ядерного оружия. Эти санкции будут направлены на другие ключевые сферы иранской экономики, в том числе на энергетику страны, грузовые перевозки, нефтехимический и финансовый секторы.
Мы не потерпим инвестиций, благодаря которым укрепляется потенциал Ирана, связанный с развитием его нефтяных и газовых инфраструктур. Мы рассчитываем, что покупатели иранской нефти ограничат свой импорт до нуля к 4 ноября, в противном случае они рискуют попасть под санкции.
После 5 ноября президент Трамп и Пенс настроены ввести дополнительные санкции, даже жестче уровней пре-JCPOA, чтобы лишить режим возможности финансирования постоянной деятельности и заставить выбирать между сменой своего поведения и продолжением экономической катастрофы. Каждый, кто откажется предпринимать шаги по приведению Ирана в беспорядок, столкнется с серьезными последствиями. По характеру воздействия американские санкции будут агрессивными и решительными. Это кампания максимального давления. Те, кто будет содействовать политике Рухани и попавшим под санкции иранским банкам, включая Центральный банк Ирана, в проведении финансовых транзакций через специализированные финансовые сервисы обмена сообщениями, будут делать это на свой страх и риск.
Мы наложим ограничения за их бездушное безразличие к жизни, потерянной в военной машине революционной гвардии. Международные сервисы, такие как СВИФТ, должны пересмотреть сделки с Ираном, спросив себя, стоит ли рисковать. СВИФТ следует блокировать операции с целью предотвращения нелегальной финансовой активности, такой как финансирование терроризма. Как может данное предприятие оправдывать тех, кто оплачивает расходы страны — главного спонсора терроризма в мире. СВИФТ должен подать пример все большему числу компаний по всему миру, пересмотрев свои взаимоотношения с иранским режимом. «Сименс», «Маерск», «Хай & Ай», «Боинг», «Бритиш Эйрвэйз», «Мазда», «Релайн Оил» и многие другие пришли к такому же заключению. Пришло время остановиться.
Сегодня утром мы видели в газетах последние новости из Европейского союза в свете атмосферы в Иране. Отгородить его от рынков, отгородить от СВИФТ, облегчить финансовые транзакции с иранским режимом. Члены ЕС сильны в риторике, но достаточно слабы в выполнении своих заявлений. И весьма неожиданно, что представитель Еврокомиссии, согласно сегодняшним сообщениям прессы, говорит: «Мы не располагаем деталями… У нас нет каких-либо фиксированных дат». Это заявление сделал представитель Еврокомиссии Карлос-Мартин Руис де Гордехуэла. Таким образом, мы будем наблюдать за построением этой структуры, которой пока не существует и которая не имеет конечной даты создания. Мы не намерены позволять, чтобы наши санкции обходила Европа или кто бы то ни было еще.
И чтобы донести это все до всех европейских корпораций, до владельцев компаний: спросите себя, хотите ли вы, чтобы менеджмент ваших компаний имел дело с мировым центробанком терроризма? Это то, ради чего вы инвестируете в эти компании? Вы правда думаете, что ваш менеджмент может порвать связи, которые они стараются сохранить? Является ли такой характер ведения бизнеса, в который вы инвестировали, средством избавиться от американских акционеров, которые заведомо отреагируют на это? И такого рода действия также могут найти поддержку среди европейских акционеров. Это точно. И мы собираемся наблюдать за этим очень внимательно.
В дополнение к этому Соединенные Штаты также подвергнут санкциям высшее руководство Ирана, включая верховного лидера Аятоллу, который контролирует иранскую революционную гвардию, будучи вдохновителем, тщательно замышляя и манипулируя другими, чтобы реализовать свою злобную повестку. В действительности он, как босс мафии, вооружает из Тегерана зависимые от него военизированные формирования, применяя методы запугивания и манипулирования. Его цель — заполнить регион силами, которые смогут там доминировать и подчинить народы, а Тегеран будет контролировать их и манипулировать ими.
На самом деле, конечной целью может быть полнота власти, насколько это возможно. И в некотором роде Аятолла немного обеспокоен этим вопросом. Мы не позволим ему быть убийцей, который беспрепятственно пытается разрушить Ближний Восток. Администрация Трампа работает над специальной кампанией, параметры которой мы прорабатываем. Она направлена на то, чтобы лишить их финансирования, которое они используют, чтобы платить десяткам тысяч боевиков, вооружая их ракетами и другими опасными видами оружия и создавая постоянные военные базы в Сирии, а также для террористических нападений. Мы также сотрудничаем с союзниками, чтобы защитить соседей Ирана от изоляции и сорвать его террористические замыслы.
Мы и далее будем настаивать, что он является жестоким убийцей, настоятельно призывая международное сообщество оказать давление на Иран, чтобы положить конец его агрессии. И мы будем использовать для этого все доступные инструменты. Иранская верхушка больше не будет наслаждаться жизнью в безопасности, пока люди там страдают и голодают.
Мы возьмемся за их приспешников по всему миру, мы гарантируем, что они не смогут нанести вред союзникам США и нашим гражданам. Мы будем защищать наш суверенитет и защищать наш народ на фоне всего этого хаоса и кровопролития, которые являются главной причиной неурядиц всего региона. Режим имеет наглость обвинять США в нарушении Договора о дружбе 1955 года посредством восстановления ядерных санкций. Это абсурд. Казнить или миловать — это суверенное право реагировать на угрозы национальной безопасности.
Могу ли я проявлять враждебность, а затем для защиты просить о дружбе в соответствии с международным правом? США не перестанут оказывать давление на Иран, чтобы изменить его дестабилизирующее поведение.
Соединенные Штаты также ожидают, что Международное агентство по атомной энергии в максимальной возможной степени будет осуществлять свои полномочия, чтобы заставить Иран тщательно законсервировать свою ядерную деятельность, свои исследования и проекты, а также агрессивную военную ядерную программу, в том числе в любых местах, выявленных израильской разведкой, которая без тени сомнения доказала их наличие. МАГАТЭ должно быть в состоянии инспектировать ядерную программу.
По нашим данным, режим расширяет свою деятельность по обогащению урана, Соединенные Штаты считают важным отреагировать, что необходимо и целесообразно, чтобы предупредить режим об очень серьезных последствиях.
У Аятоллы есть выбор, чтобы построить процветающее будущее для Ирана, такое, какого достоин иранский народ, пострадавший под властью тиранического режима.
В этом году, в то время когда на военные нужды было направлено более 26 миллиардов долларов, молодое поколение Ирана не может найти работу. Инфляция в прошлом месяце составила 24%, и, как я отметил ранее, иранская валюта обесценивается ускоренными темпами. Народ Ирана заслуживает лучшего правительства. В последние месяцы люди выходили на улицы Тегерана и десятков других городов по всей стране, протестуя против коррумпированного режима, обреченности и угнетения.
Это прекрасная страна с утонченным образованным населением, древней культурой и богатыми природными ресурсами. Эта страна должна быть яркой и амбициозной, у нее должны быть друзья и партнеры по всему миру, включая Соединенные Штаты. Мы с нетерпением ждем дня, когда сможем осуществить эту мечту вместе, когда между США и Ираном может начаться новая дружба, мир и гармония. Однажды этот день наступит, однако администрация будет использовать все законные инструменты, чтобы защитить Соединенные Штаты, а также наших союзников и людей.
Соединенные Штаты не наивны. Нас не обмануть, не обхитрить, не запугать. Дни безнаказанности Тегерана и его пособников прошли. Кровавый режим и его сторонников ждут серьезные последствия, если они не изменят свое поведение. Пусть мое сообщение сегодня будет ясным: мы следим, и мы придем за вами.
Большое вам спасибо!