На Генассамблее ООН премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил: «Я не пожалею сил для того, чтобы избавиться от многолетней структуры в северо-восточной Азии, которая сложилась после войны». По всей видимости, «многолетняя структура» означает отношения с КНДР и Россией. Премьер Абэ выразил намерение восстановить дипломатические отношения с КНДР после решения проблемы похищения японских граждан и подписать с Россией мирный договор после урегулирования территориального вопроса. Тем не менее, складывается впечатление, что дипломатия в отношении КНДР и России, которую можно назвать вывеской администрации Абэ, забуксовала. Нам нужна не самореклама, а конкретные пути решения проблем.
В ходе выступления премьер Абэ заявил: «Мы готовы устранить взаимное недоверие и начать общаться напрямую». Тем сам он призвал северокорейского лидера Ким Чен Ына к диалогу. Премьер Абэ изменил свою прошлогоднюю позицию, которая заключалась только в давлении. Тогда он назвал ядерную проблему КНДР национальным кризисом и распустил парламент.
Ранее президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин передал премьеру Абэ, что в ходе встречи с Ким Чен Ыном он поднял проблему похищения людей и глава КНДР выразил намерение в подходящее время вступить в диалог с Японией и попытаться исправить отношения. Тем не менее правительство Японии не опубликовало заявления Кима, которые раскрыли южнокорейские власти после встречи на высшем уровне. Не потому ли это, что они не могут прочитать его истинные намерения: собирается ли он менять свою позицию, которая заключается в том, что эта проблема уже решена, и так далее. Комментируя диалог между Японией и КНДР, премьер Абэ также добавил: «Пока еще вообще ничего не определено».
Япония не способна снять напряжение вокруг Корейского полуострова. Примечательно, что Токио до сих пор не пришел к диалогу с КНДР, и что в вопросе похищения людей он полагается на Южную Корею и США. Японские власти выглядят беспомощно.
Что касается проблемы «северных территорий», то премьер Абэ заявил: «Вместе с президентом Путиным мы пытаемся сдвинуть с мертвой точки проблему, которую не могли урегулировать более 70 лет». Он никак не прокомментировал предложение Путина заключить в этом году мирный договор без предварительных условий.
Невозможно избавиться от ощущения, что Абэ пытается представить в лучшем свете застой в переговорах. Он направил месседж международному сообществу, подчеркнув, что предпосылкой для подписания мирного договора является урегулирование территориальной проблемы, и это нормально, однако его словам не хватает убедительности, поскольку он не принимает никаких мер по этому вопросу.
Выступление премьера на Генассамблее ООН также предоставляет шанс подчеркнуть дипломатические правила Японии, которая пропагандирует пацифизм, будучи страной, подвергшейся атомной бомбардировке.
Тем не менее премьер Абэ утвердил закон о безопасности, признающий право на коллективную самооборону. Также он склоняется к тому, чтобы внести поправки в девятую статью японской Конституции. Япония выступила против конвенции ООН о полном запрете ядерного оружия.
Необходимо направить энергию не на «мир за счет силы», а на мирную дипломатию, основанную на девятой статье, и принимать активное участие в денуклеаризации Корейского полуострова. Премьер Абэ должен вновь осознать подлинную роль Японии.