Андрей Злотко достает из духовки пиццу «Маргарита» с аппетитной корочкой. Обеденное время — посетители рассаживаются за столиками его пиццерии в Риме. Это одно из самых популярных в районе заведений, а клиенты Андрея преимущественно итальянцы. Его пицца подходит даже родоначальникам этого блюда, неаполитанцам. «Они заходят, крутят носом, но кушать что-то надо — пробуют. 90% неаполитанцев, выходят, жмут руку и говорят — классная пицца», — гордо рассказывает Андрей.
Его история на Апеннинах начиналась типично. Из деревни на Волыни в Италию его забрала мама, которая уже там работала. «Я приехал к маме в 16 лет, пошел на работу. Затем она устроила меня в пиццерию — хотела, чтобы работал под навесом, чтобы было что поесть». Научившись делать пиццу у итальянцев, в 2010-м году Андрей победил на конкурсе пиццайоло (люди, которые занимаются изготовлением пиццы). С тех пор мечтал о собственном деле. Шел к этому 5 лет. В конце концов арендовал пиццерию, которая работала в убыток. Все разрешения и лицензии уже были у предыдущего владельца — Андрей только переоформил их на свое имя.
Пицца с салом? Почему бы и нет
В открытие собственной пиццерии украинец инвестировал около 100 тысяч евро. Одна только духовка стоила 18 тысяч. Андрей говорит — часть денег вложил с родственных сбережений, часть взял в кредит. Благодаря связям в Италии удалось договориться о скидках с несколькими фирмами.
В первые месяцы зарабатывали по 20 евро в день, вспоминает предприниматель. Теперь только в обеденное время на пиццу к украинцу приходит две сотни людей. Вечером еще столько же заказывает доставку. И это при том, что цены здесь не самые низкие. Секрет — в особом рецепте теста, который Андрей запатентовал, и в оригинальной начинке. «Пиццу нужно хорошо испечь, вкус должен быть хорошо подобранный, — делится опытом Андрей. — На одном кусочке должны быть все ингредиенты, даже если их десять».
Пиццерия — это семейный бизнес Андрея и жены. Кроме них, здесь работает десять человек, украинцы и итальянцы. В планах Андрея — расширяться: он открывает пиццерию в Киеве. Для украинцев готовит пиццу с учетом национальных особенностей. «Пару итальянских пицц должно быть, но еще и что-то такое, чтобы для наших пицца была своя, — улыбается. — У меня есть идея сделать пиццу с картофелем и салом. Можно даже с луком и шкварками».
Провальный старт, удачное продолжение
Пиццерия, владельцем которой является украинец — история для Италии необычная. А вот украинский ресторан здесь есть в каждом крупном городе. Николай Олексив — владелец ресторана на окраине Неаполя. Он приехал в Италию к родителям 11 лет назад. Работал на заводе по переработке мусора. Чтобы из простого рабочего стать предпринимателем, Николай потратил семь лет. Сначала открыл магазин украинских товаров. «На магазин нужно было 25 тысяч евро. Какие-то средства были свои, часть занял у банка и уже открыл магазин».
Большой мечтой Николая был ресторан. В этот бизнес он вложил 100 тысяч евро. Долго искал помещение, делал ремонт, платил долги предыдущего арендатора, оформлял лицензии. На отношение к себе со стороны итальянцев не жалуется.
«Здесь не имеет значения, являешься ли ты иммигрантом или итальянцем. Если мигрант, итальянцы это еще больше приветствуют, ведь ты что-то делаешь, вкладываешь деньги, они это ценят, потому что деньги и налоги остаются в Италии».
Первый же вечер работы ресторана закончился полным провалом. Сегодня Николай вспоминает это с юмором, но тогда было не до смеха. Не имея опыта в ресторанном бизнесе, он не подготовился к наплыву гостей. А их на открытие пришло 400. «Столько людей, все занято, а у нас в команде шесть официантов, всем по 18-19 лет. Это был ужас! Я считаю, что тогда на открытии я потерял где-то две с половиной-три тысячи евро. Люди хотели что-то заказать, но не дождавшись, уходили голодные, потому что кухня не могла выдать блюдо, а официант не знал, кому нести заказ».
Всего в Италии четыре тысячи украинских бизнесменов — это меньше, чем два процента от общего количества украинцев. Главные сектора, в которых мигранты ведут бизнес —транспорт, торговля, строительство и услуги для предприятий. Число украинцев, которые работают на себя, ежегодно увеличивается, растет и спрос на юридические и налоговые консультации.
Не выплатили зарплату? Помогут украинцы
Такие услуги предоставляют так называемые «центры налоговой поддержки» — итальянской КАФы. Один из них в Риме открыл украинец Владимир Боровик. Он вместе с женой Натальей в Италии уже 14 лет. В Риме Владимир работал в сфере информатики. В середине 2000-х годов Италия перешла на электронный документооборот — большинству украинских работников, особенно пожилым людям, разобраться в новой системе было сложно. С тех пор центр стал для них проводником в море итальянской бюрократии. Здесь помогают заполнять налоговые декларации, подавать документы онлайн и бороться за свои права.
Клиенты Владимира и Натальи — частично предприниматели, но в основном это украинские женщины, которые работают сиделками или домработницами. У многих из них нет рабочего контракта. Часто эти люди чувствуют себя бесправными, а работодатели этим пользуются. Но даже в таких случаях их права можно защитить, рассказывает Наталья: «Итальянцы временами считают, что если иностранец без документов, то можно за что-то недоплатить или не рассчитаться вообще. Такое бывает, и мы с этим сталкиваемся. И, собственно, таким людям (которые работают без контракта — ред.) мы стараемся помочь, защитить их права».
Итальянские сыры — в Украину
Пиццайоло Андрей, ресторатор Николай и налоговые консультанты Владимир и Наталья уже осуществили свою мечту — открыть собственное дело в Италии. Еще одна представительница второго поколения украинцев, Анна Гармаш, находится на пути к этому. Девушка приехала к родителям в Рим пять лет назад, сейчас учится в Италии на сыровара, мечтает варить моцареллу и другие итальянские сыры в Украине.
«У меня есть идея бренда, который я хочу создать в родном городе Чорткове (город в Тернопольской области Украины). Хочу прославить свой город, — рассказывает Анна. — Поэтому решила официально учиться, чтобы получить сертификат. Я нашла курсы, закончила их, теперь заканчиваю стажировку».
Лекции, посещение фермы, изучение санитарных норм и сам процесс изготовления сыра — все это Анне пришлось освоить в течение нескольких месяцев. Да еще и на иностранном языке. Стоили курсы около трех тысяч евро. Сегодня девушка учиться у известного итальянского сыровара секретам мастерства. Собственная сыроварня для Анны — не просто бизнес, а возможность принести в Украину итальянскую гастрономическую культуру.
«Я живу идеей вернуться домой, создать свою сыроварню, но не только заниматься сырами. А также принести культуру правильного питания, культуру сыроварения. Для того, чтобы немножко двигать вперед вкусы, предпочтения людей — к лучшему, к европейскому», — объясняет Анна. Оставаться в Италии она не планирует — разве что еще на несколько лет, пока не закончит учебу и не получит необходимый для открытия сыроварни опыт. Она интересуется историями успеха других украинских предпринимателей в Италии, но свой бизнес видит только в Украине.