В прошедшие выходные я был на конференции в православной семинарии, где мне довелось встретиться со множеством интересных православных единоверцев, как из духовенства, так и из прихожан. Это были люди со всех концов страны. Многие из них с неподдельной тревогой говорили о том, что в американском православии возникло движение в поддержку гомосексуализма и за его утверждение.
«Вы видели эту статью о лютеранах?» — спросил меня кто-то из участников. Я не видел, но прочитал ее позднее. Автор статьи Роберт Бенн (Robert Benne) принадлежит к той части лютеранской церкви, которая в 2010 году отделилась от Евангелической лютеранской церкви Америки из-за ее решения официально благословить гомосексуальные браки. Бенн в своей статье вспоминает молодежную конференцию Евангелической лютеранской церкви Америки, которая прошла в 2018 году в Хьюстоне, а также выступление суперзвезды этой церкви Нади Больц-Вебер (Nadia Bolz-Weber) (ее вышедшая несколько лет тому назад книга мне очень понравилась) перед лютеранской молодежью:
В этом году в конце своей речи она использовала кощунственную пародию на набор отречений, которые при крещении должны произносить родители или крестные, типа «Отрекаешься ли ты от дьявола и от всех его пустых обещаний?» Один ее вопрос звучал так: «Отрекаетесь ли вы ото лжи, состоящей в том, что необычность не прекрасна?» И молодежь послушно проскандировала в ответ: «Отрекаюсь». Таким образом, ее заставили отвергнуть христианское учение о том, что гомосексуальная ориентация объективно является непорядком, и что заниматься гомосексуализмом грешно. Те, кто придерживался классических христианских взглядов, стали проводниками дьявольской лжи. Это относится к тем людям из Евангелической лютеранской церкви Америки, кому ранее было гарантировано место в церкви, если «ущемленное сознание» все-таки приведет их к традиционному христианскому учению. Теперь мы видим, что это обещание было ложным. Получилось так, что пасторы и приходы традиционной направленности стали упорствующими ретроградами, а все прочие институты церкви выше местного уровня превратились в носителей прогрессивных идей, выдвинутых в 2009 году. Следовательно, ни один из числа инакомыслящих теперь не может претендовать на высокую должность и сохранить ее.
Бенн отмечает еще одно выступление — женщины-пастора Евангелической лютеранской церкви Америки Тухины Вермы Раше (Tuhina Verma Rasche), которая воспитывалась как индуистка. Он пишет:
Раше обрела скандальную известность как блогер и сетевой активист движения «За деколонизацию лютеранства». Ее блог вызывает изумление. Там есть два размышления-проповеди с нецензурными заголовками (которые я не могу здесь привести). А еще там есть просто расчудесные послания типа «Американская мечта есть код, служащий сохранению превосходства белой расы» или «Принадлежность к белой расе — это дьявольский наркотик, а белые люди готовы взорвать весь этот (нецензурно) мир ради сохранения собственного превосходства». Эти ее высказывания помогают понять, в чем суть сетевого движения «За деколонизацию лютеранства». Вот одно из поучений с веб-страницы этого движения: «Настало время, когда маргинализованные сообщества поведут нашу церковь в XXI век. Это цветные, инвалиды, люди всех полов (женщины, мужчины, трансгендеры и люди с отклонениями), всех сексуальных ориентаций, всех возрастов, заключенные, иммигранты, граждане и прочие». Такое освобождение от евроцентричной склонности церкви к белой расе должна осуществить специальная группа, на 100% состоящая из цветных людей, говорящих на любых языках, кроме английского.
И еще:
Два этих оратора не только отвергают традиционные христианские представления о сексуальной идентичности. Они также оспаривают классические учения о половой нравственности. Оба подписали петицию, состряпанную организацией под названием «Голые и бесстыдные» (я ничего не придумываю), штаб-квартира которой находится в Лютеранской школе богословия в Чикаго, где я преподавал 17 лет (от чего мне сейчас приходится краснеть). В этой петиции звучит требование к Евангелической лютеранской церкви Америки «прекратить отдавать предпочтение браку как единственно приемлемой форме сексуальных отношений» и «убрать из руководящих документов любые формулировки, в которых закрепляется гетеронормативность и сексуальное угнетение». К счастью, ни один из ораторов не стал делиться своими представлениями о сексуальной нравственности перед толпой переполненных гормонами подростков, которые их всячески одобряли. Нет нужды говорить о том, что оба выступающих поддержали идеи регулируемого деторождения и «право женщины выбирать».
Еще с одной речью выступила жена пастора из Евангелической лютеранской церкви Америки и их 11-летний сын, который решил стать девочкой. Их всячески чествовали, и на них едва не молились, как на иконы.
В завершение своей статьи Бенн пишет:
Хочу предупредить те церкви, которые пока не «эволюционировали» [в вопросах сексуальной ориентации и половой принадлежности], об опасностях такой эволюции. Если в этих вопросах нарушить хотя бы одну ортодоксальную установку, процесс на этом не закончится. Это приведет к более резким отрицаниям апостольской веры. Революция пожирает собственных детей. Это действительно очень скользкая дорожка.
На конференции я много беседовал с людьми, пришедшими в православие из других церквей, которые отказались от ортодоксального христианского учения о различии полов и сексуальной ориентации и начали сползать в нравственный и теологический хаос. Как бывший католик я говорил о том, что католицизм идет вслед за основным направлением протестантства, особенно при папе римском Франциске. Беседуя недавно на эту тему со своей знакомой католичкой, я сказал ей, что теперь эта борьба пришла и в православие. Она заявила: «Пожалуйста, не сдавайтесь, вы остались последние».
На этой неделе состоится собор американских православных епископов. Организация в защиту геев «Православие в диалоге» выступила с призывом к ним. Она призывает епископов сделать следующее:
Поскольку вы в первую неделю октября соберетесь вместе на молитву единым братством, мы, нижеподписавшиеся, почтительно предлагаем этому собранию, его участникам из числа епископов, а также их приходам и епархиям предпринять следующие шаги:
1) Прекратить осуждение абортов, участие в Маршах за жизнь и выступления в защиту запретов на законные и доступные аборты.
Вместо этого создать комиссию из числа духовенства, мирян и особенно женщин, чтобы разработать различные варианты всеправославной инициативы по оказанию финансовой, материальной, эмоциональной, духовной и социальной поддержки нуждающимся беременным женщинам, а также их детям после рождения.
Реалии мира, в котором мы живем, также требуют, чтобы церковь поддержала самое верное средство для сокращения числа абортов: всеобщий доступ к контрацепции и точное, научно обоснованное половое воспитание.
И наконец, важно прислушаться к доводам женщин в пользу абортов и работать вместе с ними над устранением этих причин, когда они этого захотят. Осуждениями, маршами и обедами в защиту запретов нельзя ничего добиться, нельзя спасти ни одну жизнь ребенка или женщины.
2) Прекратить осуждение однополых отношений.
Такие осуждения наносят долговременный эмоциональный и духовный вред православным детям, подросткам и взрослым, которые считают свою ориентацию положительной и естественной составляющей их личности. От церкви они хотят не сокрытия сексуальной вседозволенности, а глубокого и одобрительного теологического обоснования того, как их ориентация отражает богоподобный образ и участвует в обретении божественного сходства через соединение человеческого самоограничения и вечной благодати.
Вместо таких осуждений создать комиссию из числа духовенства, богословов, психологов, врачей, мирян и особенно православных верующих, которые считают себя людьми однополой ориентации, чтобы изучить вопросы сексуальной ориентации во всей их сложности.
Комиссия не должна отказываться от изучения возможностей для благословения однополых православных пар, желающих заключить моногамный союз на всю жизнь.
Комиссии также следует поставить задачу сформулировать духовные наставления, чтобы представить их на рассмотрение собора.
Необходимо покончить с огульным отлучением от церкви тех православных христиан, которые считают себя людьми однополой ориентации.
3) Удалить с вебсайтов церкви, ее епархий и приходов все осуждения однополой ориентации.
Опять же, эти осуждения наносят долговременный эмоциональный и духовный вред тем, кто им подвергается.
4) Дать указания духовенству прекратить осуждения трансгендерной принадлежности.
Возможно, такие осуждения причиняют еще больший эмоциональный и духовный вред тем, кто им подвергается, чем осуждения однополой ориентации. Статистика показывает, что трансгендеры являются самой незащищенной частью общества.
Мы как церковь даже не приступили к изучению сложного взаимодействия эмоциональных, духовных, психологических, социальных и даже биологических факторов, заставляющих человека относить себя к трансгендерам, а затем переходить в противоположный полученному при рождении пол. А до полного понимания этого нам еще очень и очень далеко. На самом деле, есть люди, которые чувствуют, что принадлежат к обоим полам или ни к одному.
А есть люди, которые рождаются интерсексуальными, то есть, конфигурация их биологических тел такова, что там есть и мужские, и женские органы, как наружные, так и внутренние.
Вместо того, чтобы высмеивать и презирать таких людей, мы должны сначала полюбить их и выслушать.
Создать комиссию из числа духовенства, богословов, психологов, врачей, мирян и особенно православных верующих, которые считают себя людьми трансгендерной или интерсексуальной ориентации, для изучения вопросов гендерной идентичности в соотношении с телом.
Такая комиссия не должна отказываться от изучения возможностей для благословения трансгендерных и интерсексуальных православных, желающих заключить моногамный союз друг с другом на всю жизнь.
Комиссии также следует поставить задачу сформулировать духовные наставления, чтобы представить их на рассмотрение собора.
Необходимо покончить с огульным отлучением от церкви тех православных христиан, которые считают себя людьми трансгендерными или интерсексуальными.
5) Дать разрешение и одобрение на создание официального и постоянного совета при соборе, который стал бы международной организацией в поддержку православных христиан, относящих себя к любой части спектра ЛГБТ.
«Православие в диалоге» готово предложить свои услуги собору, а также всем нашим братьям и сестрам в создании небольшой комиссии, которая будет налаживать диалог с православными христианами из числа ЛГБТ и закладывать основы для такого важного совета.
Православный священник Лоуренс Фарли (Lawrence Farley) в этом году рассказал всю правду о таких организациях. Вот выдержка:
Термин «диалог» (наряду с его синонимами типа «беседа», «дискуссия» и «взаимодействие») по всей видимости занял место рядом с такими хрестоматийными терминами как «родина», «яблочный пирог» и «флаг», которые стали священными и неприкасаемыми. Сегодня ни один человек в здравом уме не выступит против этой Троицы американских ценностей. И никому не дозволено заявлять, что на словосочетания со священным словом «диалог» следует смотреть с подозрением. Приверженность диалогу считается неотъемлемой частью цивилизации, а также признаком толерантности, разумности и непредвзятости. Любой, кто недостаточно привержен этим современным добродетелям (этой новой Троице американских ценностей), является подходящим кандидатом для битья, осуждений и оскорблений. Если вам кажется, что последнее заявление слишком резкое, значит, у вас наверняка нет компьютера, или вы редко заходите в интернет.
Можно назвать законом то, что все сайты и онлайновые статьи со словом «диалог» и его синонимами проталкивают одни и те же идеи. Возьмем в качестве примера сайт «Православие в диалоге», где это слово присутствует в самом названии и написано большими буквами, или сайт «Общественное православие» (там говорится о стремлении «содействовать диалогу путем изложения самых разных точек зрения на относящиеся к православию вопросы современности»). Эти сайты, подобно другим либеральным форумам, нацелены на разрушение традиционной православной веры и вероучения. Совершенно очевидно, что ни один сайт, цель которого заключается в завоевании популярности среди православных, не станет пропагандировать такие задачи и устремления. Поэтому такие деструктивные движения вынуждены искать более мягкие термины и обороты речи. Обычно это многосложные и мудреные слова — что всегда является недобрым знаком.
Не может быть никакого диалога. Никакого. И конфронтация здесь неизбежна. Православные архиереи ненавидят конфликт и всегда стараются его избегать. Но в данном случае они должны провести жирную и четкую разграничительную линию. Если они не сделают этого, совершенно ясно и понятно, до чего такое бездействие доведет православную церковь в США. Взгляните на протестантские церкви основного направления. Посмотрите, что происходит со многими католическими приходами и институтами, особенно при нынешнем папе.
Вступление в этот фальшивый «диалог» есть подготовка к капитуляции. Но никакой капитуляции быть не может. И не должно. Но послушайте: если вы священник или дьякон, думающий о том, как остаться в стороне, вам лучше одуматься, и как можно скорее. Протестантский теолог и сторонник геев Дэвид Гаши (David Gushee) написал в 2016 году:
Так получается, что вы либо за полное и безоговорочное социально-правовое равенство людей ЛГБТ, либо против него. В какой-то момент ваша позиция будет разоблачена. Это можно сказать как о людях, так и об институтах.
Нейтралитет здесь невозможен. Как невозможно и вежливое полупризнание. А разговор на эту тему неизбежен. Хотите прячьтесь, хотите нет, но эта проблема придет и найдет вас.
Он прав. Он на противоположной от меня стороне, но он прав. Православные иерархи должны защитить христианские господствующие установки внутри православия. Они обязаны сомкнуть ряды. Нейтралитет и уклонение ради мира любой ценой равноценны капитуляции.