Девять часов в мире дипломатии — большой срок. А ведь именно столько ушло у посла Кэй Бейли Хатчисон (Kay Bailey Hutchison) на то, чтобы написать твит, где она объяснила свое заявление, сделанное во вторник. Многим тогда показалось, что она пригрозила России упреждающим ударом, если та развернет новые ракеты, запрещенные договором о контроле над вооружениями.
«Вопрос был в том, как мы поступим, если ситуация достигнет такого уровня, а мы знаем, что возможности для доставки соответствующих вооружений у них имеются, — сообщила Хатчисон. — Тогда мы рассмотрим возможности вывести из строя эти ракеты, которые могут поразить любую из наших стран-союзниц в Европе, а также США на Аляске».
Посол США в НАТО этот вопрос затронула совершенно справедливо. На новое российское оружие, крылатую ракету наземного базирования, американские чиновники ропщут уже лет десять, сперва больше в приватных беседах, а с некоторых пор и публично. Эта ракета нарушает Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД), подписанный президентом Рональдом Рейганом и советским лидером Михаилом Горбачевым в рамках пакета соглашений о контроле над вооружениями и не только, которые и положили конец холодной войне. Россия считает, что Договор о РСМД устарел, полагая, что элементы противоракетной обороны, установленные США в Восточной Европе требуют ответа. Как поступить США?
Самый резкий и заманчивый ответ — это расторгнуть договор РСМД и разработать американский аналог российской ракеты. Деньги на разработку и развитие нового оружия (в рамках договора) Конгресс уже выделил. К этому варианту склоняется и президентская администрация.
Однако в Кремле именно на такой подход и рассчитывают. Тем самым мы дадим России идеальный предлог самой разорвать договор РСМД и выдернуть одну из последних пробок, сдерживавших распространение оружия после окончания холодной войны (другие, например, Договор об обычных вооруженных силах в Европе, уже давно не функционируют).
Хуже того, внедрение новых вооружений в Европе спровоцирует склоку между США и их европейскими союзниками — а Россия только того и ждет. Политическая война Кремля с Западом строится по принципу «разделяй и властвуй». Для достижения результата Россия применяет такие средства как кампании в соцсетях, политизированные проекты в области энергетики и инфраструктуры и дипломатические жертвы. Подобно СССР в 1970-х и 1980-х, Россия добивается того, чтобы в глазах европейцев США выглядели назойливыми авантюристами.
Огромная разница по сравнению с той эпохой заключается в том, что сейчас США вовсе не обязаны находить военное соответствие каждой российской ракете. В военном смысле НАТО Россию значительно превосходит. В США уже разработана крылатая ракета-невидимка воздушного базирования, JASSM. Значительное их количество может быть размещено на боевых самолетах, дислоцированных на британских аэродромах. Наконец, в европейские воды могут отправиться суда, вооруженные ракетами морского базирования средней дальности. Шагнула вперед и технология наблюдения: теперь США и их союзники по НАТО гораздо лучше осведомлены о том, как Россия и другие противники перебазируют свои ракеты. Это уже не начало 1980-х годов, когда всякое усиление американского ракетного присутствия было испытанием силы воли Запада перед лицом превосходящих сил противника.
Вместо всего этого США должны заткнуть бреши, действительно имеющие первостепенное значение. Крупнейшая из проблем, стоящих перед НАТО, касается мобильности войск: «бутылочные горлышки» в плане инфраструктуры и бюрократические препоны приводят к тому, что переброска войск по Европе отнимает недели, хотя во время кризиса должна укладываться в считанные дни или даже часы. Оборудование и опыт, накопленные во время холодной войны, давно канули в лету. Одно из возможных решений — усилить присутствие США в Польше дополнительной боевой бригадой тылового обеспечения с базой на аэродроме в селе Повидз. Однако специалисты службы тыла престижем не пользуются — разрабатывать новые ракеты оборонным подрядчикам куда выгоднее. Постоянной, образцово-показательной базой США, которую так жаждет Польша, из логистов не сделаешь. Однако указателем, на котором крупными буквами написано «Форт Трамп», в Белом доме, несомненно, заинтересуются.
США также должны противиться любым призывам избавиться от баз ПРО в Польше и Румынии ради сохранения Договора о РСМД. Направлены они не против России (взгляните на глобус: если Владимир Путин скомандует ядерный удар по США, то ракеты полетят над Арктикой, а не над Восточной Европой). Но от иранского удара они Европу защитят. Также администрация должна пресекать всякие попытки России или ее группы поддержки в Европе провести несуществующие связи между этими базами и Договором о РСМД.
Оговориться может всякий. Но послу Хатчисон следует помнить, что контроль над вооружениями — тема скучная, а задача дипломатов — не менять сложившегося положения.
Эдвард Лукас — вице-президент Центра анализа европейской политики.