В Европе все более отчетливо формируется новый расклад сил. С одной стороны находятся Россия, Германия пара государств старой Европы, а также часть еврократов, с другой — США, Польша, Украина, большинство государств Центральной Европы и Скандинавии плюс Великобритания. Распадается модель «Запад против России», евроатлантический союз и ЕС переживают кризис. Западный мир, судя по всему, уже не сможет свернуть с этого пути, поэтому Польше придется найти свое место в новой геополитической реальности, фундаментом которой станут, скорее, двусторонние контакты, чем международные договоры, ограничивавшие свободу большинства участников как во внутренней, так и во внешней политике.
Геополитический мир Запада разрушают изнутри действия Германии. Именно Берлин своей иммиграционной политикой спровоцировал один из самых серьезных кризисов европейского сообщества, именно он не хочет смириться с частичной утратой влияний в Центральной Европе, ярким примером чего служит беспрецедентная кампания, направленная против Польши и Венгрии (наивно предполагать, что Брюссель мог развязать ее, не получив указаний из Германии). Именно Берлин строит вместе с Москвой газопровод, который заставит Восточную и Центральную Европу зависеть от российско-немецкого газового диктата. Именно Берлин не может (или не хочет) ничего предпринять для разрешения конфликта между Россией и Украиной. Именно Берлин способствовал победе сторонников Брексита в Великобритании, а сейчас делает все для того, чтобы процесс развода этой страны с ЕС не прошел быстро и гладко. И, наконец, самое важное: именно Берлин стал главным европейским врагом американской администрации, что не может не усугублять конфликт между Евросоюзом и США.
На наших глазах союз Америки с Европой (ЕС) начинает трещать по швам. В самом Евросоюзе нарастают противоречия между двумя образовавшимися в нем лагерями. С одной стороны мы видим врагов Трампа и США, которых устраивала ситуация до 2016 года, а с другой — страны, стремящиеся укрепить двусторонние отношения с американцами из-за кризиса Евросоюза, который перестал выступать для них гарантом безопасности, но начал вмешиваться в их внутренние дела. Понятно, почему в такой ситуации начинают звучать мнения, что реальная гарантия безопасности — это не пятая статья Вашингтонского договора, а присутствие баз американской армии в той или иной стране (даже если за них придется щедро заплатить).
Прежняя формула, в которой Запад противостоял Востоку (Россия плюс часть постсоветских республик), постепенно уходит в прошлое. Она продолжила свое существование после холодной войны, а события 2014 года, как казалось, лишь закрепили ее. Сейчас мы видим, что это не так. Появляются новые линии водораздела, которые проходят совершенно в других местах и, что важно, не совпадают со старой формулой, существовавшей в эпоху холодной войны. Более того, эти линии порой пересекаются или размываются. У нас есть немецко-российский газовый союз, направленный против США. В этой битве сторону американцев занимает Польша, но, например, не Венгрия, которую, в свою очередь, связывает с Варшавой проблема нападок со стороны Брюсселя. При этом к России они относятся по-разному. Подобных ситуаций будет все больше. Мы вступаем в эру двусторонних отношений. Польское руководство быстро это осознало, поэтому, в частности, оно стремится укрепить союз США, даже рискуя навлечь на себя критику со стороны тотальной оппозиции и части СМИ.
На повестке дня «Форт Трамп»
Середина июля 2018 года. Саммит НАТО, потом встреча Дональда Трампа с Владимиром Путиным в Хельсинки. Американский президент потерпел поражение, но и российский не одержал победы. Появившиеся сначала опасения (переросшие у некоторых в истерику) не оправдались: этот саммит не привел к перезагрузке в российско-американских отношениях. Наоборот, то, как опозорился там Трамп, мобилизовало критиков России в США и в итоге привело к введению нового пакета еще более жестких санкций. Саммит ослабил американского президента и усилил противников Москвы. Конгресс начал активнее давить на Трампа, требуя использовать другие антироссийские инструменты от закона «О противодействии неприятелям Америки» и «акта Магнитского», предусматривающего запрет на въезд в страну людей, которых подозревают в коррупции и нарушении прав человека, до признания России «государством., спонсирующим терроризм».
Упорные попытки россиян представить Трампа другом Москвы возымели обратный эффект. Сейчас ему приходится доказывать, что это не так. Речь идет не только о санкциях, но и о политике США в отношении Сирии, Украины или укрепления восточного фланга НАТО. В такой благоприятной для нас обстановке за океан отправился президент Польши Анджей Дуда (Andrzej Duda). Оказалось, что кратковременный кризис на линии Варшава — Вашингтон, который мы наблюдали в начале года, преодолен. Чем сильнее портятся отношения США с Германией, тем больше американцы начинают ценить польского союзника.
18 сентября в Вашингтоне два президента подписали заявление о стратегическом партнерстве. Новый документ, заменивший тот, что был подписан десять лет назад, стал многоаспектным. Уже само его название «Американо-польское стратегическое партнерство для защиты свободы и формирования благосостояния» указывает на то, что одной из причин его заключения стало появление общей (российской) угрозы.
В первую очередь заявление предусматривает активизацию военного сотрудничества. Кроме того, обе страны обязались наладить взаимодействие в области энергетической безопасности. Большое внимание в документе уделяется также, разумеется, бизнес-контактам. Как само заявление, так и общий итог визита Дуды в США показывает, что вопреки опасениям, о которых заявляли в первую очередь враги Трампа (а в Польше тотальная оппозиция), Америка не собирается отворачиваться от нашей части Европы. Наоборот, она все больше ей интересуется. Сейчас, после 18 сентября, можно констатировать, что США признали лидером стран региона, с которыми они собираются вести сотрудничество, именно Польшу.
Стратегическая цель Варшавы — укрепить отношения с Америкой во всех возможных сферах. На первом месте, конечно, идут военные вопросы, но не менее важное значение имеет также энергетика, в которой интересы США и Польши максимально совпадают, одновременно расходясь с интересами Германии и России. Что касается военного союза, первым этапом было претворение в жизнь решений, принятых на варшавском саммите НАТО в 2016 году. Благодаря ним сейчас в Польше находится боевая группа Альянса, при этом в союзнических силах преобладают именно американцы.
Важным элементом выступает модернизация армии, которая, в частности, заключается в покупке вооружений у США. «Договор на приобретение американского ракетного комплекса „Пэтриот" — это самый крупный контракт за всю историю польских вооруженных сил», — подчеркивал, находясь за океаном, президент Дуда. Во время его совместной пресс-конференции с Трампом позвучало несколько заявлений, которые показали, что американо-польский союз укрепляется. Трамп согласился с Дудой в том, что Россия действует агрессивно, а самый верный способ ее остановить — продемонстрировать силу. Лучшим инструментом сдерживания могла бы стать американская военная база в Польше. Трамп подтвердил, что он всерьез рассматривает такую возможность.
Самое важное, в этом контексте прозвучали слова, что обеспечивая безопасность Польше, США гарантируют мир не только Европе, но и себе самим. Визит Дуды в Белый дом стал большим шагом на пути к появлению американских баз на польской территории. Эту идею, судя по всему, поддерживает Конгресс, который поручил Пентагону изучить целесообразность инвестиции. Не менее важная, а одновременно требующая безотлагательного внимания сфера — это энергетическая политика. Оба президента решили наладить постоянный диалог между двумя странами, создав площадку, на которой представители польского и американского правительства смогут решать текущие вопросы и обсуждать темы, связанные с энергетической безопасностью. В совместном заявлении, подписанном 18 сентября, стороны заверили, что они продолжат координировать усилия, нацеленные на блокирование таких угрожающих совместной энергетической безопасности проектов, как «Северный поток —2».
Старая добрая «остполитик»
Разумеется, внимательнее всего за встречей Дуды и Трампа следили в Кремле, однако, не меньший интерес она вызвала и в Берлине, ведь становящийся все более прочным польско-американский союз угрожает не только России, но и Германии. С одной стороны, наращивание американского присутствия наносит удар по немецким амбициям в регионе и во всей Европе, а с другой — тесные контакты с США укрепляют позицию польского руководства, с которым практически в открытую ведет борьбу Берлин. Именно так выглядит демонстративное приглашение на посвященную польским делам дискуссию в Бундестаг лица, которому по запросу польских спецслужб запретили въезд в ЕС. То, как немцы принимали Людмилу Козловскую, а речь идет именно о ней, выглядело с точки зрения Варшавы оскорбительно и провокационно.
Здесь стоит процитировать газету «Вельт», которая восхищается умелой польской дипломатией, но одновременно предупреждает, какую опасность ситуация представляет для Германии. «Дуда настаивал на том, чтобы американцы отправили в Польшу больше военных, и продемонстрировал смекалку: он предложил, чтобы будущая база называлась „Форт Трамп". […] В Варшаве, видимо, поняли, как устроен хозяин Белого дома, и как можно задействовать его в реализации собственных интересов». Издание добавляет, что Германии следует обратить внимание на соглашение, которое подписали Трамп и Дуда, ведь благодаря «новому польско-американскому союзу создается фронт против проекта „Северный поток —2"». «Настойчивые предостережения Варшавы не производили впечатления на Москву и Берлин, но если сейчас к этому конфликту подключится Трамп, который заинтересован в экспорте американского сжиженного газа, баланс сил изменится в пользу Польши», — заключает «Вельт».
Германия начала также осознавать, какую угрозу для ее интересов в Центральной и Восточной Европе представляет «Инициатива трех морей», в которой первую скрипку играет Варшава, пользующаяся все более сильной поддержкой Вашингтона. Когда Дуда гостил в Белом доме, в Бухаресте подходил к концу двухдневный (уже третий по счету) саммит «Инициативы трех морей», которая объединяет 12 государств, лежащих между Адриатическим, Черным и Балтийским морями (Австрия, Болгария, Хорватия, Чехия, Словакия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Румыния, Словения, Венгрия). Приехавшему на это мероприятие главе немецкого МИД Хайко Маасу (Heiko Maas) пришлось выслушать, как Польша критикует «Северный поток — 2», указывая, что этот проект лишит транзитные государства дохода и увеличит риск шантажа со стороны Москвы. Серьезную обеспокоенность немцев вызвало присутствие на саммите министра энергетики США. Как написала газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг», Рик Перри (James Richard Perry) воспользовался случаем, чтобы «подогреть атмосферу внутреннего европейского спора, продвигая энергетические интересы своей страны». Речь идет о замечании Перри, который отметил, что из-за агрессивной политики России Европе придется найти альтернативные источники поставок, а в первую очередь начать покупать сжиженный газ у американцев.
В тот же день, 18 сентября, в Линце прошла неформальная встреча министров энергетики стран ЕС. В ее ходе Польша подала запрос с предложением как можно быстрее принять поправки в Газовую директиву. Варшаву поддержали 10 стран (Словакия, Румыния, Хорватия, Литва, Латвия, Эстония, Великобритания, Дания, Швеция и Ирландия). Если новая директива вступит в силу, это может отразиться на рентабельности российского газопровода, однако, дело уже несколько месяцев не двигается с места: внесение поправок блокирует Берлин. Именно он в Линце выступил против польского запроса, хотя понятно, что Россия хочет не только прекратить транзит газа через территорию Украины, но и подчинить себе Германию: когда та станет главным дистрибьютором российского сырья, ей придется считаться с мнением Москвы. Между тем Меркель повторяет, что это исключительно экономический проект. Недавно она говорила об этом в Грузии и Литве.
В середине августа немецкий канцлер прервала свой летний отпуск, чтобы принять во дворце под Берлином Путина. 18 августа в Мезеберге они встречались во второй раз за три месяца. Процесс интенсивных переговоров между Россией и Германией начался в середине мая в Сочи. И хотя именно Путин с самого начала своего нового президентского срока обратился к политике нормализации отношений с Европой и в особенности с Берлином (символичным выглядело приглашение на инаугурацию Герхарда Шредера и Маттиаса Варнига (Matthias Warnig)), нынешнего сближения не было бы без появившегося в немецком руководстве и немецких предпринимательских кругах убеждения, что ответом на политику Трампа должна стать нормализация отношений с Кремлем. Германия считает, что без поддержки Москвы она не сможет добиться ключевых для себя целей: завершения конфликта в Сирии (который считается катализатором массовой миграции в Европу) и политического разрешения «украинского кризиса» (из-за которого появились вызывающие споры санкции), а также, что не менее важно, не обеспечит себе надежные поставки углеводородов. В этом дуэте именно Берлин выступает той стороной, которая активно ищет решения и предлагает их. Россияне продолжают занимать выжидательную позицию, полагая, что раз немцы находятся в слабой переговорной позиции и так стараются чего-то добиться, значит, время работает на Москву, и вскоре она услышит от немцев еще более выгодные предложения. Пока же Россия (хотя и неофициально) вернула Германии статус «самого привилегированного партнера» в Европе.
Поддержка проекта «Северный поток — 2» и критика концепции, условно называемой «Форт Трамп», — вот фундамент, на котором строится немецко-российское сотрудничество. Как сказал один из известных «адвокатов» Кремля, научный директор Германо-российского форума Александр Рар, «некоторые европейские государства, считая Россию новой угрозой Европе, призывают НАТО вооружаться и размещать дополнительные войска у восточной границы ЕС. Это в первую очередь Великобритания, Польша и страны Балтии. Германия, в свою очередь, показала этой встречей, что она видит для Европы новый путь — возврат к нормализации отношений с Москвой». Берлину будет не так сложно это сделать, ведь у Евросоюза, если не считать санкции, нет единой или хотя бы согласованной политики в отношении России. Отчетливее всего это в видно в сфере энергетики. Берлин саботирует европейское рыночное законодательство, опирающееся на так называемый Третий энергетический пакет ЕС, и предпочитает действовать самостоятельно. Неудивительно, что его примеру следуют некоторые другие страны, тоже делая ставку на Россию. Однако газовое сотрудничество с Путиным, например, Венгрии по неизвестным причинам встречается с гораздо более резкой критикой, чем немецко-российские отношения в этой области.
Мальчики (не) для битья
Когда Трамп принимал Дуду, у Путина гостил Виктор Орбан. Как писали некоторые СМИ, «два самых влиятельных мировых лидера» встретились в один и тот же день с двумя «непокорными» руководителями стран ЕС. Именно Венгрии и Польше еврократы грозят сейчас применением седьмой статьи Лиссабонского договора. Ясно, что ни нападок на Венгрию в Европарламенте, ни антипольского крестового похода Тиммерманса (Franciscus Timmermans) не было бы без молчаливого согласия (а, возможно, и инициативы) Берлина. Польшу звучащие из Брюсселя угрозы склоняют лишь к тому, чтобы укреплять союз с США и связи со странами региона. С Венгрией все может обернуться плохо, ведь Орбан получил предлог для налаживания сотрудничества с Путиным. Благодаря встрече в Москве российский президент мог продемонстрировать, что несмотря на появление новых деталей в деле об отравлении Сергея Скрипаля, его поддерживает член ЕС и НАТО. Орбан, в свою очередь, смог показать соотечественникам после битвы на европейском поле, что он заручился дипломатической поддержкой крупной державы. В Кремле разговор тоже шел о газе. Путин не исключил, что одно из ответвлений газопровода «Турецкий поток» может пройти через Венгрию. Проправительственная газета «Мадьяр Идоэк» цитировала Орбана, подчеркивавшего, что укрепление двустороннего сотрудничества соответствует национальным интересам Венгрии.
Кремлю остается только порадоваться, ведь Будапешт расшатывает единую позицию ЕС в отношении антироссийских санкций. В паре европейских стран (Италия и Австрия) набирает силу пророссийский лагерь, поэтому Москва может надеяться, что в итоге в ЕС сформируется такая группа, которая заблокирует продление ограничительных мер. Идеальным кандидатом на роль лидера такой группы выглядит с точки зрения Кремля Орбан. Наибольшее беспокойство вызывает то, что курс Будапешта на сближение с Москвой уже сложно трактовать как тактический прием и аргумент в спорах с Брюсселем. Мы видим все больше тревожных сигналов, среди которых можно упомянуть венгерскую программу (правда, уже приостановленную) по выдаче виз взамен за покупку государственных облигаций, которой воспользовались, например, близкие родственники главы российской разведки Сергея Нарышкина.
Москва также использует Орбана для борьбы с Украиной. Венгрия стала сейчас единственной страной ЕС, блокирующей процесс евроинтеграции украинского государства. Любопытно, что когда венгерский лидер был в Москве, на линии Будапешт — Киев вспыхнул очередной конфликт. На Украине обнародовали записи, сделанные скрытой камерой в консульстве Венгрии в городе Берегове Закарпатской области (там живет около 150 000 венгров). После того, как СМИ распространили видеоролик, в котором видно, как местным венграм торжественно вручают паспорта, глава МИД Украины Павел Климкин заявил о возможной высылке посла Венгрии, которого можно увидеть в этой записи. Проблема заключается в том, что гражданам Украины запрещено иметь два гражданства. Реакция венгерского министра иностранных дел Петера Сийярто (Péter Szijjártó) была резкой. Он заявил, что такие действия Будапешт сочтет недружественными. «Этот шаг перенесет отношения между двумя странами в другую плоскость и не останется без ответа», — подчеркнул он. В свою очередь Россию конфликт между Венгрией и Украиной может лишь порадовать…