Министр обороны России объявил о доставке на территорию Сирии российской ракетной системы С-300. Тем самым можно заявить о реализации российско-сирийской сделки, которая была заключена ещё в 2013 году. За последние пять лет американцы, израильтяне и турки неоднократно вмешивались, чтобы заблокировать реализацию данного соглашения, однако за этот период произошли определенные военные события, которые проложили путь к завершению сделки. В частности, возымели эффект военные и политические факторы. Ракетная система появилась в Сирии, несмотря на серьёзные возражения со стороны осей войны, а также несмотря на то, что сначала заявление Москвы последовало в качестве прямой реакции на крушение российского самолета Ил-20 и роль израильских истребителей, которые хотели устроить ловушку, результатом которой стало крушение самолёта и гибель экипажа на его борту.
За последние пять лет Россия обеспечила себе необходимые условия, которые обусловливали эффективность и функционирование ее противовоздушной системы по мере того, как вооруженные террористические группировки теряли зоны влияния на протяжении всей сирийской географии. Сегодня это влияние максимально сократилось по сравнению с картой подконтрольных им территорий на 2013 год, на который приходится пик присутствия террористических группировок в Сирии, в том числе в ключевых районах, ведущих к крупным городам, таким как Дамаск, Алеппо, Хомс, а также к восточным и северным регионам страны. В связи с этим в тот период было невозможно развернуть ракеты так, чтобы отсутствовала возможность их попадания в руки этих террористических групп, что является красной линией для России и Сирии.
Israel Hayom cartoon, Shlomo Cohen “Syrian forces begin training on the S-300 system” pic.twitter.com/mXSzPgPGLG
— newsperplexed (@newsperplexed) 4 октября 2018 г.
Сирийские войска обучают работе на С-300. «Нет, да, нет, нет, да, нет, да, да, нет, нет, да, да, нет»
Характер боевых действий и противостояния также изменился за последние пять лет, и это сыграло главную роль в реализации сделки. Вооруженные террористические группировки сосредоточены в Идлибе, и прямое военное противостояние с организацией «Исламское государство» (запрещена в РФ — прим. ред.) ограничивается небольшими районами в сирийской Эль-Бадии. Это выявило истинные причины нападений на Сирию и продемонстрировало, что их целью была не только поддержка террористических группировок, чей проект согласуется с сионистским проектом в стратегических или тактических союзах, но также разрушение военной инфраструктуры сирийского государства и препятствование любым реальным усилиям по возвращению Сирии к ее эффективной роли в противостоянии с Израилем. Так, целью всех ударов становились объекты сирийской военной инфраструктуры и исследовательские разработки, которые находятся далеко от зон, подконтрольных террористическим группировкам. Реализацию соглашения по поставке системы С-300 нужно рассматривать в контексте возвращения сирийской системы противовоздушной обороны к ее роли в противостоянии угрозам израильского агрессора, и данный шаг не противоречит международным правилам в области вооружений, которые позволяют странам принимать необходимые меры в целях военного сдерживания. Именно это придаёт политическую и военную легитимность российскому решению вооружить союзное государство, которое подвергается повторной иностранной агрессии и сводит к минимуму ответную реакцию.
Министерство обороны США ограничилось тем, что описало этот шаг как безответственный и предоставляющий дополнительное прикрытие для действий Сирии и Ирана на сирийской территории. Анализ ситуации в американской прессе обусловил ожидания, что Вашингтон увеличит масштаб использования истребителя-невидимки Ф-22 (F-22) и самолеты Ф-16Си-Джи (F-16CG) для противостояния радарам, как сообщила газета «Драйв» (The Drive). Однако газета проигнорировала то, что опубликовал журнал «Нэшнл интерест» (The National Interest), который пишет об опасениях американской разведслужбы касательно того, что Россия намеренно использовала истребители Су-30СМ и Су-34, чтобы раскрыть секреты американских самолётов Ф-22 с помощью устройств наблюдения и радиолокационного излучения. Российский радиолокатор раскрыл секреты этих самолетов перед поставкой ракет С-300, в то время как израильский ответ ограничился тем, что министр обороны Авигдор Либерман подтвердил, что военные операции в Сирии продолжатся, несмотря на поставку ракет. Это заявление — не более чем упрек и не подразумевает каких-либо реальных действий. Возможно, израильское участие в крушении самолёта снизило резкость риторики в отношении российского решения. Так, министр обороны Израиля Авигдор Либерман ограничился тем, что выразил недовольство по поводу прибытия в Сирию российской ракетной системы С-300, подчеркнув, что ее военные операции против Сирии продолжатся, несмотря на любые изменения на земле. Поэтому израильские и американские ответные действия не так серьёзны по сравнению с их обычным поведением вследствие недавних событий.
Если говорить о политической стороне произошедшего, то сделка состоялась после того, как в течение последних пяти лет были исчерпаны все международные попытки урегулирования сирийского кризиса как в Женеве, так и Астане, а также все остальные инициативы. Двумя главными направлениями политической работы являются поддержка борьбы с «Исламским государством», а также соглашение о разоружении в Идлибе в качестве прелюдии к завершению работы по реализации сочинского соглашения, заключённого между сирийцами. Эта работа началась с усилий по созданию Конституционного комитета, который, как представляется, предпринимает серьезные шаги на фоне приостановки политических действий для достижения прогресса в деле завершения военных действий. Тем временем изоляция вооруженных террористических групп в Идлибе в качестве финальной битвы становится требованием даже в большей степени для врагов Сирии, нежели ее друзей. Министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем подтвердил, что судьба боевиков в Идлибе будет решена: они должны будут покинуть сирийскую территорию так же, как они вступили на неё — через Турцию, либо будут депортированы в Афганистан, как предполагают многие государства, или же будут уничтожены в битве за Идлиб из-за страха этих стран перед тем, что они могут вернуться на родину.
Военные и политические условия, которые Сирия и их союзники успешно преодолели за последние пять лет, обеспечили завершение сделки по поставке системы противовоздушной обороны С-300 с последствиями, которые, безусловно, будут иметь серьёзное влияние в будущие десятилетия.