Религия, укреплявшая власть в эпоху мамлюков (1250-1517 гг.), не помешала им узаконить проституцию и взимать налоги с тех, кто ей занимался, в обмен на их защиту.
Рынок Аш-Шамаин и Аль-Баталя
Было множество мест, где собирались проститутки и встречали своих клиентов, но наиболее заметным из них был рынок Аш-Шамаин.
В интервью «Расиф22» профессор исламской истории из Университета Аль-Азхар Айман Фуад рассказал, что лавки на этом рынке были открыты всю ночь, и внутри сидели проститутки, которых называли «заират аш-шамаин». Женщин можно было определить по отличительным знакам и особой одежде — накидке.
Наряду с Аш-Шамаином проститутки собирались в кварталах других районов, таких как Аль-Баталя, где было небольшое местечко, известное как «Аль-Джанина» (уменьшительное от слова «комитет»). Это место описывает Аль-Макризи в своей книге «Увещевания и напоминания о действиях и последствиях», говоря о нем как о самом бедном квартале, где царили самые различные пороки.
Ничем не отличалась ситуация в квартале Аз-Зейти, известном как «Чудеса убежища», который с четырёх сторон был окружен садами. Это место представляло собой несколько домов, предназначавшихся для людей, занимавшихся проституцией. Как рассказывает Аль-Макризи, шутя, публика так отзывалась о нем: «Сударыня, где вы были, откуда пришли и куда идёте? Она ответила: «Из квартала Аз-Зейти».
Что касается острова Халима, который находился между Булаком и центральным островом, то там было множество хижин, где занимались проституцией. По словам Ахмеда Абделя Разека, автора книги «Женщины Египта в период правления мамлюков», стоимость посещения одной из них составляла три тысячи дирхамов.
Бордели появлялись не только в Каире, но и в других городах и регионах. На рынках строились роскошные одноэтажные дома, которые служили тому, чтобы удовлетворять желания богатых египтян. Хотя время от времени власти приказывали их закрывать, они появлялись снова.
В деревнях также встречались подобные заведения, но их было немного. Как писал Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Извещения о неразумных детях века», в сельской местности были обнаружены публичные дома, где занимались проституцией, и человека, который заходил туда по ошибке, вынуждали прелюбодействовать с грешницей, иначе он должен был дать что-то взамен.
Хазана Аль-Бунуд
Наиболее известным районом, где процветала проституция, был тот, что получил название «Хазана Аль-Бунуд». В своей книге «Исследование общества в эпоху мамлюков» Али Ас-Саид Али писал, что этот район был местом, где находились армянские пленные, численность которых увеличилась в период правления султана Ан-Насира Мухаммада бен Калауна.
С течением времени дома армян превратились в места, где собирались люди, которые распивали спиртное и пользовались услугами проституток. Здесь они были полностью свободны и далеки от глаз общества и властей, так что в скором времени Хазана превратилась в замок, к которому никто не мог приблизиться.
Али писал: «Даже если женщина оставляла своих детей и мужа, раб оставлял своего хозяина или молодой человек оставлял своего отца, чтобы пойти к армянам в Хазану Аль-Бунуд, не считалось, что с этим можно было что-то поделать, о ком бы ни шла речь.
Но это не всегда было так. Автор книги «Чудесные цветы в период упадка» Мухаммад бен Ияс Аль-Ханафи писал, что когда Аль-Хадж Аль-Малик стал замещать султана Салеха Исмаила в мамлюкском султанате в 1343 году, он приказал уничтожить «Хазану Аль-Бунуд» и на этом месте основал мечеть. Однако никто не хотел туда приходить из-за разврата, который творился на этой земле, и вскоре двери этой мечети были закрыты.
Монастыри на горе Мукаттам и на реке Нил
Люди в поиске наслаждений не ограничивались посещением публичных домов. Они также отправлялись в монастыри и культовые места, которые находились вдали от городов, чтобы быть в безопасности и избавиться от преследования со стороны правителей, особенно в периоды криминализации проституции.
Как утверждает профессор исламской истории Университета Аль-Азхар Самия Али Мусайлахи в своем исследовании под названием «Проституция в мамлюкский период», опубликованном в томе номер 33 журнала «Анналы Университета Айн-Шамс», среди таких монастырей значились монастырь аль-Кусайр на горе Мукаттам, Нахия в Гизе, который был расположен в красивом месте на берегу Нила, Мархана в Аль-Хабаше, куда люди устремлялись, когда поднималась вода в Ниле, а также монастырь Тамве, который был расположен в Хелуане на западном берегу Нила и известен своей живописностью.
Налог на пение
Хотя проституция была узаконена в некоторые периоды правления мамлюков, в другие его годы она рассматривалась как преступление. Фуад упомянул, что власти ввели налог на эту деятельность и занимавшиеся проституцией должны были выплачивать определённую сумму денег женщине, которую называли «поручительница певиц». Она также покровительствовала певицам, проповедницам, плакальщицам и чтецам.
По словам Фуада, такие «поручительницы» передавали собранные средства государству, а затем собирали их вдвое усерднее с женщин, которые им подчинялись, в обмен на предоставление им официальной защиты.
Этот налог впервые появился в эпоху правления султана Изз ад-Дина Айбека (1250-1257 гг.). Профессор Мусайлах рассказала в интервью Raseef22, что министр Асад Шараф ад-Дин Хибатулла бен Саад аль-Фарази в то время ввел много налогов, включая налоги на алкоголь, гашиш и публичные дома, которые собирали большие суммы денег для государственной казны.
По словам Мусайлахи, поручительница певиц покупала рабынь, которые отличались красивой внешностью и звучным голосом, и обучала их пению при помощи специалистов. Что касается рабынь, которые занимались проституцией, то их обучали тому, как соблазнять мужчин, и их называли «дочерьми греха» или «грешницами».
Противоречия в официальной позиции
Очевидно, что официальная позиция мамлюкского государства по отношению к проституции на протяжении всей своей истории, будь то ее кодификация или криминализация, была обусловлена экономическими и социальными условиями и личной позицией того, кто стоял во главе султаната.
Профессор Мусайлахи объяснила, что когда уровень воды в Ниле упал, было широко распространено мнение о том, что это связано с гневом Божиим по причине распространения безнравственности и коррупции. В связи с этим последовали запреты на деятельность, которая имеет отношение к коррупции, в том числе проституцию. Но когда к власти приходил новый султан, он издавал ряд законов, что успокоить подданных, в том числе об отмене налога на проституцию.
Тем не менее, некоторые мамлюкские султаны выступали против такого рода деятельности даже в отсутствие сложных обстоятельств, к этому располагающих. Среди них султан Аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарс (1223 — 1277 гг.), который отменил налоги на проституцию, запретил ее в Каире и других городах мамлюкского государства, а также распорядился задерживать всех проституток, пока они не выйдут замуж. Также он приказал, чтобы их приданое не превышало четыреста дирхамов, двести из которых были призваны облегчить заключение брака.
Отмечается, что это решение было принято наряду с другими распоряжениями Бейбарса, среди которых можно выделить запрет на вина и места его распития. Этот запрет распространялся на всех: как на эмиров, так и подданных. Кроме того, он запретил напитки из ячменя, пшеницы и ягод. По словам Мусайлахи, он также приказал, чтобы все дома, где занимались распитием алкоголя, были разрушены, а те, кто там работал, получили компенсацию. Вдобавок ко всему султан распорядился ввести запрет на употребление гашиша и сжечь все его запасы.
Однако алкоголь было снова разрешён в период правления султана Сайфуддина Калауна в 1280 году, после чего стали вновь появляться публичные дома. Для борьбы с ними были изданы новые указы. Среди них можно выделить запрет на перевозку на рабочем скоте (он использовался для транспортировки граждан) всех женщин, которые, если это было известно, в прошлом занимались проституцией. Однако это распоряжение не заботило тех, кого в первую очередь интересовал высокий уровень дохода, поэтому находились те, кто перевозил исключительно таких женщин, поскольку последние платили им больше, чем все остальные.
Что касается султана Ан-Насира Мухаммада бен Калауна (1285 — 1341 гг.), то он отменил так называемые «права певиц» — еще один налог, который должны были выплачиваться каждой рабыней или рабом, когда они оказывались в постоялых дворах, где занимались проституцией. Таким образом, каждый мужчина и каждая женщина должны были отдавать определенную сумму, что побудило власти арестовывать женщин, которые выступали в роли сводниц.
Бен Калаун на этом не остановился. Он также отменил так называемое «ручательство тагиб». Мусайлахи пояснила, что под словом «тагиб» подразумевались сыновья Удея и Саада бин Аль-Ашрас. Другими словами, так называли их сыновей, а это имя в свою очередь перешло к ним от матери, которую называли Тагиб. Некоторые члены этого племени обеспечивали защиту постоялых дворов, где рабыни и рабы Египта занимались проституцией и должны были заниматься сбором предназначавшихся им денег.
Несмотря на отмену поручительства певицам во время правления султана Ан-Насира бен Калауна, некоторые его министры продолжали получать благодаря этой практике большое количество денег до тех пор, пока к власти не пришёл султан Аль-Ашраф Шаабан бен Хусейн бен Мухаммед бен Калаун (1354 — 1377 гг.). По словам Мусайлахи, он окончательно запретил это поручительство и приказал закрыть все заведения в Халидж Аль-Мысри и бассейне Аль-Баталя и запретил суднам прибывать туда, поскольку на них находились те, кто занимался проституцией.
Тем не менее, в определенные периоды вплоть до конца правления мамлюков в Египте законодательство разрешало проституцию.
Как рассказала Мусайлахи, когда в 1513 году началась чума, султан Кансух аль-Гаури (1441-1516 гг.) ввёл запрет на продажу вина, гашиша и бузы (спиртной напиток на основе брожения ячменя), а также запретил женщинам заниматься проституцией. Этот запрет сохранялся в течение трёх лет из-за распространения чумы.