Представляя 19 октября свое новое исследование «Руководство к пониманию инструментов российского вмешательства в выборы: платформа для анализа долгосрочной стратегии негативного воздействия Кремля», старший аналитик Вильнюсского института политического анализа Марюс Лауринавичюс выделил несколько мифов, связанных с пониманием того, как Россия вмешивается в выборы.
По его мнению, деконструкция этих мифов должна помочь и экспертному сообществу, и всем, кто обеспокоен этой темой, лучше понять, природу и феномен российского влияния в последние годы. В дискуссии также приняли участие председатель Комитета по национальной безопасности и обороне Сейма Литвы Витаутас Бакас и литовский дипломат посол Эйтвидас Баярунас.
Миф № 1
По мнению Лауринавичюса, существует представление, что Россия вмешивается только в выборы. На самом деле, это вмешательство имеет гораздо более глубокий характер, потому что речь идет о попытке воздействия на демократическую систему страны. Поэтому, как правило, вмешательство России не начинается со стартом избирательной кампании и не заканчивается с объявлением победителей. В качестве примера эксперт привел антиэмигрантскую кампанию в Германии и кампанию против НАТО в Швеции.
Наиболее близкий пример из Латвии: интернет-издание Re:Baltica сообщило, что не обнаружило следов вмешательства России в последние выборы в латышский Сейм, которые прошли 6 октября 2018 года. Однако Лауринавичюс уверен: третья победа подряд пророссийской партии «Согласие» (19%) с мэром Риги Нилом Ушаковым во главе и третье место, завоеванное антиевропейской и антиамериканской «Новой консервативной партией», готовой на коалицию с «Согласием», свидетельствуют об обратном. «Как может не быть вмешательства, если «Согласие» уже 15 лет получает разного рода поддержку из Москвы?!», — удивляется аналитик.
Миф № 2
Многие уверены, что Кремль поддерживает только откровенно пророссийские силы. Лауринавичюс предупреждает: это не так. Он считает, что Россия часто пользуется удачно, с ее точки зрения, сложившимися обстоятельствами, чтобы провести удобную для себя политику. Так, Москва воспользовалась победой на выборах в Польше абсолютно антироссийской партии «Право и Справедливость», чтобы внести разлад в отношения Польши и ЕС и Польши и Украины. Цель — расшатать ЕС и лишить Украину политической и прочей поддержки со стороны соседа. Кроме того, явная попытка помешать победе на президентских выборах в 2016 году в США Хиллари Клинтон вовсе не означает, что выигравший Дональд Трамп — пророссийский политик, несмотря на его желание наладить отношения с Россией. «Он избирался с лозунгом «America first» и продолжает следовать этой политике», — замечает аналитик.
Миф №3
Миф № 4
Российская финансовая поддержка осуществляется напрямую и приходит прямо от людей, связанных с Кремлем, уверены многие. Но это зачастую не так, поясняет Лауринавичюс. Москва использует все более сложные схемы финансирования своих операций. «Вовсе не обязательно, что кто-то сидит в Кремле и придумывает все схемы и все контролирует, — объясняет эксперт. — ФСБ использует связанную с ней сеть людей, которая в то же время преследует собственные корыстные цели и интересы». Такая схема работы наглядно проявилась в деле Паксаса, когда местный предприниматель Юрий Борисов «инвестировал» в избирательную кампанию третьего президента независимой Литвы. Таким же образом, через местные, американские, компании делались попытки повлиять на выборы в США. В этом плане, на взгляд Лауринавичюса, наибольшую опасность представляют собой лоббисты, поскольку через них Кремль может действовать наиболее успешно.
Миф № 5
«Не стоит считать, что мы сталкиваемся с абсолютно новым явлением в мировой политике, и что никто не знает, как на это реагировать», — говорит Лауринавичюс. Он приводит в пример несколько кампаний, развернутых советскими спецслужбами против неугодных руководству СССР западных политиков. Так, например, в 1976-м году КГБ распространило слух, что яркий американский антисоветский сенатор Генри Джексон, кандидат в президенты от Демократической партии, гей. В Америке тех лет эта информация была воспринята резко отрицательно. Свои информационные кампании КГБ вело также против канцлера Германии Гельмута Коля (1983 г.) и президента США Рональда Рейгана (1984 г.).
Что делать?
Если российская (или советская угроза) явление не новое, значит должны быть примерно понятны и способы, как ей противостоять. И сам Марюс Лауринавичюс, и принявшие участие в дискуссии Витаутас Бакас и Эйтвидас Баярунас подчеркнули, что прочность Литовского государства, в первую очередь, зависит от самой Литвы. По словам Лауринавичюса, «Россия не создает проблемы, она направляет удар в наши слабые места».
Среди слабых мест эксперты назвали непонимание литовским бизнесом «токсичности» отношений с российскими компаниями. Витаутас Бакас напомнил о проведенном его комитетом расследовании связей концерна MG Baltic с российской государственной корпорацией "Росатом". По данным расследования, «MG Baltic вступал в переговоры с «Росатомом» в надежде получить крупный заказ, а российская сторона, в свою очередь, рассчитывала обеспечить благоприятную информационную среду, чтобы в дальнейшем оказывать необходимое воздействие на страну». «Это абсолютный миф, что в России есть независимый от государства бизнес», — добавил Лауринавичюс и напомнил также о наличии у мэра Каунаса Висвалдаса Матийошайтиса производства в Калининградской области.
К слабым местам Витаутас Бакас также отнес недостаточное финансирование военной сферы, которое, согласно натовским договоренностям, должно достигать 2% ВВП. Он уверен, что даже показатель 2,5% к 2020 году — слишком маленький: «У нас много чего не хватает, нет инфраструктуры. Если, не дай Бог, что-то случиться, как мы будем воевать?» Эксперты согласились, что вмешательство России в ближайшую череду выборов в Литве возможно настолько, насколько страна это позволит.
«Мы должны усилить свободу слова, не допускать коррупцию, сделать бизнес более прозрачным. Наши банки не должны заниматься отмыванием грязных денег, а лоббисты обслуживать российские интересы», — предлагает свой рецепт Марюс Лауринавичюс. «То есть только комплексная защита», — заключил посол Эйтвидас Баярунас.