Два месяца назад западные сайты и газеты опубликовали информацию о деятельности ГРУ в Африке и Сирии, где оно контролирует деятельность российских наемников, завербованных «ЧВК Вагнера» и находящихся под контролем Министерства обороны России. Эта компания оказывает наземную поддержку сирийским правительственным силам в военных действиях против оппозиции.
Раскрытие растущей роли российской военной разведки имеет дополнительное значение в свете некоторых утечек об интересе Москвы к восстановлению сирийских сил безопасности и военных институтов. С одной стороны, мы видим влияние России и ее официальную риторику о государственной поддержке, стабильности и примирении. А с другой стороны, мы постоянно слышим об иранском влиянии и многочисленные заявления об иранском контроле арабских столиц ради того, чтобы связать Тегеран и Бейрут с Средиземным морем наземным путем через Дамаск.
Россия молча делала свою работу. Единственным источником информации о влиянии России стали утечки информации в СМИ и заявления Запада, которые не подтверждались русскими. Даже распространение этих утечек было пресечено. В августе в Центральноафриканской Республике были убиты три российских журналиста.
Если мы решим подготовить статью об иранском вмешательстве, используя социальные сети, то сможем узнать о количестве шиитских милиций, их оружии и лидерах, а также найти информацию о перемещении командира бригады «Аль-Кудс» Касема Сулеймани. Однако благодаря утечкам, мы знаем, что Россия играет большую роль в восстановлении сирийской армии и разведки, а также о контроле ударной силы сирийской военной разведки.
Важность военной разведки заключается в наблюдении за спецслужбами, выполняющими основные военные задачи. В России военная разведка контролирует элитные силы спецназа, а также нерегулярные силы, такие как «ЧВК Вагнера». Подобная модель распространяется в Сирии, где пророссийские «Силы тигра» находятся под контролем подразделений военной разведки. Источники, знакомые с российской ролью, говорят о подготовке новых элитных сил в сирийских спецслужбах и, в частности, военных. Их подготовка началась с начала военного вмешательства России в Сирии.
Подобные приготовления абсолютно нормальны, если учесть роль российских спецслужб в Сирии. Военная разведка сегодня также является самым мощным органом безопасности в России, которая обладает крупнейшей шпионской сетью за рубежом по сравнению с другими органами. Ее агенты осуществляют большую часть кибератак по западным объектам. Кроме того, они замешаны в покушении на Сергея Скрипаля, которое произошло в Великобритании в начале этого года. Сам Скрипаль был членом российской военной разведки, а затем был завербован британской разведкой, чтобы тот раскрыл имена российских шпионов, действующих в Великобритании.
Российская заинтересованность в военной разведке имеет под собой две причины. Во-первых, система военной разведки расширилась во время войны, несмотря на удары и проблемы, последовавшие сразу после революции. По некоторым данным, военная разведка располагает 50 отделениями в провинциях и 28 отделениями в Дамаске. Она представляет собой центральный элемент в сфере безопасности, который берет на себя чувствительные внешние сферы, такие как безопасность, а также контроль за политическим влиянием в Ливане.
Во-вторых, безопасность в сирийском государстве основана на четырех основных разведывательных службах: военная разведка, политическая безопасность, воздушная и общая разведки. Несмотря на разговоры о военном провале сил режима и распаде главных военных дивизий, кроме четвертой, возглавляемой Махером Асадом, и Республиканской гвардии, сирийская система безопасности проявила максимальную эффективность в убийствах и пытках, а также в манипулировании противником.
Однако это все в прошлом. Сегодня задача этих органов состоит в управлении иностранными милициями, которые оказывают поддержку центральной государственной власти. Они должны их сдерживать, но не обязательно уничтожать. На региональном уровне задача будет заключаться только в сдерживании иранского присутствия. Оно станет картой, которая будет контролироваться и разыгрываться русскими.