«Почему страна с таким огромным потенциалом остается бензоколонкой и не пользуется своими возможностями? И она компенсирует это тем, что проводит политику силы в отношении своих соседей?» — задается вопросом Ондржей Бенешик (Ondřej Benešík), зампред партии христианских демократов Чехии (KDU-ČSL) и председатель парламентского комитета по европейским делам, в интервью порталу Parlamentní Listy
Parlamentní Listy: Американский президент Дональд Трамп хочет выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), который подписали Горбачев и Рейган в декабре 1987 года. Насколько серьезна эта проблема? И какая у Вас есть информация на этот счет?
Ондржей Бенешик: Я только что вернулся из Канады и узнал эту новость в пути. Признаюсь, что не располагаю всей информацией. Однако я помню, как еще в детстве, когда я интересовался политикой, следил за подписанием договора Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом. Церемонию показывали в эфире Чехословацкого телевидения. И важнейшая новость — в том, что Россия нарушает договор.
— Да, американцы, то есть Пентагон и руководство НАТО, обвиняют россиян в том, что они вот уже несколько лет нарушают договор, запрещающий баллистические ракеты и управляемые ракеты дальностью от 500 до 5,5 тысяч километров. Есть ли у Вас данные об этом?
— Я не знаю, так ли это. У меня, Ондржея Бенеша из Страни, нет информации о том, так это или нет.
— Договор просуществовал 30 лет. После его подписания в начале 90-х было уничтожено несколько тысяч ракет. Можно ли сказать, что этот договор помог остановить или, по крайней мере, ограничить гонку вооружений?
— Конечно. Сказалась экономическая мощь западного мира, прежде всего Соединенных Штатов, которые одолели Советский Союз. В то время это была вынужденная победа под давлением обстоятельств. Современная Россия тоже в экономическом отношении не поспевает за Западом. Уровень жизни в современной России, как и в Советском Союзе, намного ниже, чем на «злобном» Западе. Я не знаю, почему Россия все усилия направляет на вооружение в ущерб собственному населению. Россия — региональная держава. У нее огромная территория, однако весьма ограниченные людские ресурсы. Почему она не хочет сосредоточиться на самой себе? Тогда ее граждане в большей мере ощутили бы все преимущества большой страны, у которой огромные природные богатства. Мне кажется, что Россия пытается равняться на настоящих мировых мегаигроков, но не дотягивает. Возможно, все дело в русском менталитете.
— Достаточно посмотреть на карту…
— Да. Это огромная страна, если говорить о ее площади. Однако ее людские ресурсы весьма ограничены, так как значительная часть страны не населена. Стоит немного углубиться в менталитет этого народа. Я стараюсь понять ход мыслей граждан страны, у которой огромные возможности, огромные природные богатства, и тем не менее она не поспевает за Соединенными Штатами, а также кое в чем и за Китаем.
— Думаю, что и за Китаем она не поспевает во многом…
— Но зачем им это? Вероятно, ход мыслей российского большинства такой: «Мы большие, а будем еще больше». Поэтому внешняя политика и определенное соперничество и экспансия на соседних территориях играют очень важную роль в успехе российских политиков дома. Пусть даже они неэффективно используют возможности, которыми располагает Россия благодаря природным богатствам. Почти половина российского бюджета обеспечивается за счет продажи природных ресурсов. Иными словами, пенсионерам платят деньгами, полученными от продажи нефти.
— Теперь я хочу спросить о китайцах. Возможно, американцы хотят выйти из договора из-за них, а не из-за россиян? На случай, если китайцы захотят создать свой ракетный потенциал. Ведь сегодня Китай для США может стать угрозой пострашнее России…
— Китай, определенно, более серьезная угроза для Соединенных Штатов Америки сразу в нескольких областях и, прежде всего, в экономической. С экономической мощью сопряжена и мощь военная. Поэтому, как я думаю, американское решение в какой-то мере связано с Китаем. И все же тем, кто сегодня располагает соответствующими технологиями, является именно Россия. Трудно предположить, какую роль тут играет Китай. Определенно, косвенную. Мы видим это и в торговле, в частности на примере так называемой квазиторговой войны между США, Китаем и Европой.
Правда, Европа случайно оказалась в этой игре. Она расплачивается за соперничество между Соединенными Штатами и Китаем. Вероятно, то же можно сказать и о России (если ограничиваться торговой сферой). Но о России в данном случае мы говорим, к сожалению, только в связи с природными ресурсами. Если страна с таким огромным потенциалом половину бюджета формирует за счет продажи своих полезных ископаемых, то что-то явно не в порядке. Это плохо для всех, а не только для россиян. Плохо, что такая большая страна с таким огромным потенциалом зря его растрачивает и пытается компенсировать это тем, что проводит политику силы в отношении своих соседей, тем самым создавая напряженность. Почему страна с таким огромным потенциалом остается бензоколонкой и не пользуется своими возможностями?
— Не хочу зацикливаться на России, но лишь напомню, что на протяжении истории Россия отставала от Запада. К примеру, в России намного позже было отменено крепостное право, и по сути, вырвавшись из феодализма, Россия тут же угодила в силки большевистской власти…
— Конечно, это чрезвычайно важно, и я это понимаю. Вопрос в том, придется ли ждать еще сто лет, пока российский менталитет выравняется, или все же есть вероятность, что народ в России выберет просвещенное руководство, которое наконец-то сумеет воспользоваться огромным потенциалом своего народа. Пока, как мне кажется, они до этого не дозрели.
Россия — действительно страна неограниченных возможностей. Но, например, в Америке и людской потенциал, и природные богатства умеют использовать намного эффективнее. Я только что вернулся из Канады, которая по площади занимает второе место после России, хотя населения у нее меньше. Канадцы сосредоточены на том, чтобы максимально использовать то, что у них есть. При этом они не ведут экспансию и не мешают соседним странам. Они понимают, насколько у них большая страна и сколько в ней природных богатств. Скажем, древесины. Но они заняты сами собой и не пытаются стать мировой державой. Канадцы пользуются имеющимися у них возможностями для процветания собственных граждан.
— Еще раз о Договоре. А что если ситуация совершенно иная? Дональд Трамп сделал свое резкое заявление незадолго до того, как Москву покинул Джон Болтон, советник по национальной безопасности. Что если Трамп говорил несерьезно и просто пытался улучшить американские позиции перед переговорами?
— Не исключено. Однако для меня самое важное то (и на этом мы должны сосредоточиться), что, по словам Трампа, россияне не соблюдают договор, подписанный более 30 лет назад. Для меня это важнее всего. У меня нет детальной информации на этот счет. Я не знаю точно, но предполагаю, что у Трампа есть точные данные. Если у него есть доказательства, то положение тяжелое. И тогда удивляться его словам нечего.