Политические дебаты о том, необходимо ли увеличивать количество потребляемого российского газа, идут в ЕС полным ходом. А тем временем судно-трубоукладчик «Солитер» прокладывает по три километра газопровода в сутки и сейчас находится к югу от Ловийсы. «Хувудстадсбладет» решила посетить корабль.
Газопроводная компания «Северный поток — 2» ведет масштабные работы по прокладке трубопровода между Россией и Германией. «Солитер» (Solitaire) работает в финской экономической зоне, в то время как два других трубоукладчика прокладывают газопровод у немецкого побережья. Когда «Солитер» достигнет российских вод, он повернет назад, чтобы продолжить работу, продвигаясь в сторону Ханко (Финляндия) и Швеции.
Разрешения на трубопровод дали все страны за исключением Дании. Там ведется политическая дискуссия о процедуре выдачи разрешений на большие международные инфраструктурные проекты. «Северный поток —2» уже подал заявку на проведение строительства по альтернативному маршруту за пределами датских территориальных вод.
Скорость, с которой сейчас укладывают трубы, определяется экологическими соображениями. Когда встанет лед, трубы вовсе не будут прокладываться, а в очень мелких водах судно-трубоукладчик делает перерывы в работе.
По замыслу трубопровод длиной в 1200 километров должен быть готов к транспортировке газа в конце следующего года. Пока прокладка идет согласно графику, хотя скорость в три километра в сутки соблюдать удается не всегда. Все зависит от погоды и ветра.
«На прошлой неделе у нас была пара трудных дней, когда штормило», — говорит капитан корабля Кенни Хоубен (Kenny Houben).
Не только «Солитер» должен четко выполнять свою работу, чтобы газопровод тянулся по дну Финского залива. Судно ежедневно получает новые трубы, в данный момент — со склада в Котке, а в будущем — из Ханко. Корабли, которые приезжают с частями трубопровода, должны подходить к «Солитеру» достаточно близко, чтобы трубы можно было переместить с борта на борт. На «Солитере» части труб сваривают вместе и тщательно проверяют все стыки, прежде чем опустить трубопровод на дно.
Подолгу на борту
На борту судна-трубоукладчика 420 человек работают круглые сутки — в две смены по 12 часов. На корабле есть все, что нужно для жизни: от питания и врачей до спортзала, бани и прачечной. Но персоналу приходится находиться на борту подолгу. В зависимости от договора и обязанностей сотрудники могут работать на корабле по четыре или восемь недель, чередуя их с четырьмя или восемью неделями на суше.
«У нас много приезжих с Филиппин или из Малайзии. За восемь недель они успевают съездить домой», — говорит Хоубен.
В корабельной прачечной вовсю работают машинки. Чистую одежду потом разносят по каютам. В столовой одновременно подают завтрак и обед, а на кухне уже идут приготовления к Рождеству. Каркасы снеговика и снежного замка готовы.
Образ жизни
Эрвин де Фриз (Erwin de Vries) работает на командном мостике, в том числе ведя расчеты по балласту. Очень важно тщательно следить за тем, как размещаются трубы. Максимальный допустимый вес груза на борту «Солитера» — 22 тысячи тонн, так что тут очень важен баланс. Де Фриз работает пять недель, а затем пять недель живет дома с семьей в Нидерландах.
«Это мой образ жизни, и мне он нравится. Я так же работал, когда познакомился с женой, так что она знала, на что идет», — говорит он.
Он рассказывает, что, хотя его и не бывает дома по пять недель кряду, зато потом, в следующие пять недель, он может уделять своим детям очень много времени.
«Солитер» и другие судна-трубоукладчики компании «Оллсиз» (Allseas) работают по всему миру. Многие из персонала на борту корабля занимались прокладкой труб в таких странах, как Норвегия, Бразилия и Мексика. Самый большой корабль компании под названием «Пайонеринг Спирит» (Pioneering Spirit) сейчас прокладывает трубопровод «Турецкий поток» в Черном море.
Трубы для «Северного потока — 2» свариваются на борту «Солитера» и затем укладываются на дно. Элементы трубопровода опускают на глубину 16 метров, а затем они свободно падают вниз, достигая своего места на дне моря примерно за один час 20 минут. За тем, чтобы они легли именно на подготовленное «ложе», круглые сутки следят беспилотные подводные аппараты. У Ловийсы глубина моря составляет примерно 55 метров.
Протест в ЕС
«Северный поток — 2» принадлежит российской государственной компании «Газпром», и по трубопроводу газ с российских разработок будет идти в Германию и Центральную Европу. Когда строительство завершится, нынешняя пропускная способность маршрутов транспортировки газа по дну моря из России в Германию удвоится. Ежегодно новый трубопровод сможет транспортировать 55 миллиардов кубометров газа и предполагает инвестиции в 9,5 миллиардов евро.
Газпром — единоличный владелец этой газопроводной компании, но такие западноевропейские энергетические гиганты, как «Шелл» (Shell), «Юнипер» (Uniper), ОМВ (OMV), «Энжи» (Engie) и «Винтерсхалл» (Wintershall) участвуют в управлении компанией и отвечают примерно за половину финансирования. Газпром уже сейчас — крупный поставщик природного газа для многих восточноевропейских стран, также он снабжает газом большую часть Западной Европы по существующему газопроводу «Северный поток — 1».
В ЕС есть разные мнения насчет того, должен и может ли союз увеличивать свою зависимость от российского природного газа. В особенности сопротивляются проекту Польша и страны Прибалтики. Союз изучал позицию Газпрома в ЕС и в первую очередь его влияние на ценообразование в Восточной Европе. Весной Европейская комиссия решила поставить этому российскому предприятию условия, чтобы позволить газу свободно поступать в страны на востоке союза. Они должны получать газ по конкурентным ценам не выше рыночных в Западной Европе. Кроме того, Газпрому не следует использовать свое доминирующее положение на рынке или запрещать перепродажу газа третьей стороне. Российский газовый гигант согласился на требования ЕС.
Также в ЕС против трубопровода выдвигались аргументы из области политики безопасности.
Правление «Северного потока — 2» рассчитывает, что в ближайшие 20 лет нехватка газа в Европейском союзе составит 120 миллиардов кубометров. Компания указывает на то, что покроет только часть этой нехватки. Так же она подчеркивает, что речь идет о чисто коммерческом проекте, который опирается на условия рыночной экономики.