Россия понесет самые серьезные убытки из-за новых правил, ужесточающих требования к судовому топливу, потому что этот главный экспортер топочного мазута из сернистой нефти не готов к переменам.
Нефтеперерабатывающие заводы всего мира ждут и готовятся к кардинальным изменениям, имеющим целью снизить уровень загрязнений от морских судов. Предприятия Европы и северного побережья Мексиканского залива в состоянии перейти на производство низкосернистого топлива, а вот российские компании почти ничего не делают в рамках подготовки к таким изменениям.
«Российский нефтяной сегмент в финансовом плане окажется в числе главных проигравших, — сказал старший аналитик IHS Markit Ltd. Александр Щербаков. — Россия ни в коем случае не будет готова на 100% к переменам 2020 года, когда начнут действовать новые правила, а поэтому высокосернистый топочный мазут из этой страны будет все больше падать в цене».
Как сообщает инвестиционный банк Wood & Co., специализирующийся на Восточной Европе, в 2020 году неполученный доход может составить 3,5 миллиарда долларов. Это более трети от суммы в девять миллиардов долларов, которую российские поставщики заработали в прошлом году на экспорте мазута. Таковы расчеты агентства «Блумберг», основанные на данных российской таможни.
Новые правила подготовила Международная морская организация, и в соответствии с ними судовладельцы должны будут либо покупать низкосернистое топливо, либо устанавливать скрубберы для очистки отработанных газов от загрязнений. По новым правилам, содержание серы ограничивается показателем в 0,5 процента, в то время как сейчас в большинстве регионов мира норма составляет 3,5 процента. Это плохая новость для ведущих нефтедобывающих компаний России, которые получают и перерабатывают высокосернистую нефть марки Urals.
Перед Россией стоит задача модернизировать НПЗ советской эпохи, однако страна сосредоточилась только на увеличении производства и повышении качества бензина и дизтоплива. По состоянию на конец сентября Россия вообще не производила мазут, соответствующий новым нормативам Международной морской организации, о чем свидетельствует информация из Министерства энергетики. В двух третях производимого объема топлива содержание серы составляет 2,5 процента и более.
«Если российские НПЗ сохранят нынешнюю структуру производства и не найдут дополнительный спрос на внутреннем рынке, они потеряют объемы продаж», — сказал аналитик Wood & Co Ильдар Давлетшин.
По состоянию на 2017 год Россия продавала свой мазут в 120 стран мира от Нидерландов до Фиджи. В европейском Роттердаме, который является центром нефтяной торговли и судоходства, в контрактах на поставку мазута на декабрь 2019 года цена на него на 19,60 доллара ниже, чем на нефть марки Brent. Это в три с лишним раза меньше, чем на ноябрь 2018 года.
Российские компании не смогут существенно снизить производство высокосернистого мазута к моменту введения новых стандартов, о чем говорит аналитик Щербаков. По его мнению, модернизация на предприятиях «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» вряд ли будет осуществлена до 2020 года.
Министерство энергетики отказалось прокомментировать планы страны по подготовке к новым требованиям и нормативам. «Сургутнефтегаз» тоже отказался от комментариев, а «Роснефть» просто не ответила на письменный запрос «Блумберг».
На вебсайте НПЗ «Сургутнефтегаза» в городе Кириши говорится о планах дальнейшей модернизации подразделений по производству мазута, однако никаких конкретных данных не приводится.
«Российские НПЗ будут испытывать огромные коммерческие нагрузки, на какой сценарий ни посмотри», — сказал аналитик Рамин Лакани (Ramin Lakani), работающий в консалтинговой фирме Muse, Stancil & Co.
У российских нефтеперерабатывающих предприятий имеются и другие варианты для продажи своего высокосернистого мазута, однако это все равно не позволит им в полной мере компенсировать убытки на рынке судоходства. Каковы же эти варианты?
Продолжать экспортировать
НПЗ в других странах могут перерабатывать российский высокосернистый мазут в пригодное для продажи топливо, говорит Лакани. Скорее всего, это будут заводы Северной Америки, особенно те, что расположены вдоль побережья Мексиканского залива, а также НПЗ в окрестностях Антверпена и Роттердама. Но Щербаков считает, что цены на российский мазут будут гораздо ниже. Кроме того, Соединенные Штаты могут ввести санкции на импорт российских нефтепродуктов.
Смешивать с дизтопливом
Понизить содержание серы в мазуте технически возможно за счет его смешения с дизельным топливом. Но это вряд ли будет рентабельно. «Смешивать придется в пропорции одна часть высокосернистого мазута на семь-восемь частей дизтоплива, и поэтому гораздо выгоднее просто продавать солярку», — сказал Щербаков.
Вырабатывать электричество
Российские электростанции могут потреблять больше высокосернистого топочного мазута, но не намного. На 70 процентах российских электростанций используется природный газ, и всего один процент сжигает мазут (в объеме три миллиона тонн в год). Снова переключиться с газа на нефть «в больших масштабах будет нелегко, и это не получит широкого распространения», заявил Лакани.
Строить дороги
Президент Владимир Путин пообещал в предстоящие шесть лет в два раза увеличить расходы на российские дороги, которые находятся в запущенном состоянии. Это позволит увеличить продажи асфальта, который делают с применением битума. «Объем рынка строительного битума в России составляет шесть миллионов тонн в год, и даже если он будет удвоен, за счет этого все равно не удастся использовать всю российскую высокосернистую нефть», — сказал Щербаков.
Подготовлено при участии Джека Уиттелса (Jack Wittels).