В свете нынешнего политического климата и бури, начавшейся в соцсетях после стрельбы в синагоге в Питтсбурге в минувшие выходные, комментаторы отреагировали на то, что, с их точки зрения, является нападками на свободную прессу в США. Одной из тех, кто высказался, стала Юлия Иоффе (Julia Ioffe) — корреспондентка журнала «Джи Кью» (GQ), которая родилась в России и иммигрировала в США, будучи еще ребенком.
«Должна сказать, что как журналистка я чувствую себя в большей опасности в Америке сегодня, нежели когда-либо в России. В гораздо большей опасности», — написала она в Твиттере.
I have to say, I feel less safe as a journalist in America these days than I ever did in Russia. A lot less safe.
— Julia Ioffe (@juliaioffe) 29 октября 2018 г.
Хотя Юлия, вполне возможно, ощущает на себе нападки здесь, в США, и хотя, вполне возможно, ей здесь угрожают физически и словесно, ее личный опыт и чувства резко контрастируют со статистикой относительно безопасности журналистов в различных странах мира. Она является далеко не единственным журналистом, выражающим подобное негодование по поводу того, насколько трудно стало работать в США, и насколько тяжелой стала их работа из-за того, что президенту Дональду Трампу нет никакого дела до СМИ.
Тем не менее, здесь крайне важно обрисовать контекст: есть страны, где журналистика — это гораздо более опасная профессия.
Есть множество журналистов, которые работали в опасных условиях, которым угрожали и которых убивали просто за то, что они пытались опубликовать какие-нибудь материалы — особенно такие, которые выставляют правительство в дурном свете. За последние два десятилетия в США было убито менее дюжины таких журналистов. Согласно Глобальному индексу безнаказанности-2018 (Global Impunity Index 2018) Комитета по защите журналистов, такие страны, как Индия, Нигерия, Афганистан и Россия являются намного более опасными местами для работы журналистов, нежели такие страны, как Сирия — не говоря уже о США.
Россия, где Иоффе родилась и провела детство, относится к журналистам особенно враждебно, особенно если они по какой-то причине не соглашаются с мнением Владимира Путина и Кремля. Довольно трудно определить точное число российских журналистов, которые выступили против Кремля и были убиты — зачастую доказать мотив крайне трудно. По оценкам некоторых, таких журналистов было несколько десятков, другие считают, что их несколько сотен. В 2009 году Международная федерация журналистов изучила данные по гибели журналистов в России и опубликовала свои выводы. Согласно данным федерации, с 1993 года более 300 российских журналистов погибли или пропали без вести. Комитет по защите журналистов считает, что Россия является одной из тех стран, где гибнет больше всего журналистов, и загадочные обстоятельства их смерти только усиливают зловещий характер такой гибели. По данным комитета, с 1992 года в России были убиты 58 журналистов, и 38 из них — это доказанные убийства. Ежегодно 15 декабря отмечается День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей, потому что случаев жестокой расправы становится слишком много.
Всего несколько дней назад прозвучали угрозы в адрес одной из самых уважаемых независимых газет — в адрес «Новой газеты». «Похоронный венок, отрезанная голова барана и записки с угрозами были подброшены в московский офис этой газеты на этой неделе. В своем заявлении редакция отметила, что это была очередная порция угроз в адрес ее журналистов», — сообщил Комитет по защите журналистов. «Новая газета» проводила расследование и публиковала материалы об убийстве журналистки Анны Политковской. Политковскую, которая имела двойное российско-американское гражданство, убили в Москве в 2006 году после того, как она прославилась на всю страну благодаря своим журналистским расследованиям и критике в адрес Владимира Путина. Хотя по подозрению в ее убийстве было арестовано несколько человек, выяснить, кто заказал это убийство, так и не удалось.
Между тем в США с 1992 года было убито всего восемь журналистов. Четверо из них погибли в этом году в результате нападения психически неуравновешенного стрелка на редакцию «Кэпитал газетт» (Capital Gazette) — то есть это не было наступлением на свободу прессы, совершенным по приказу правительства. Этот инцидент не имел никакого отношения к политике.
Нападки на журналистов в соцсетях — это реальность, и угрозы, звучащие в их адрес в реальном мире, достойны жесткого порицания. Но не стоит забывать о том, что США всегда защищали свободу прессы. Диалог и разногласия — будь то онлайн или в реальном мире — это не то же самое, что тюрьма, отравление или убийство. Поэтому заявлять о том, что в США быть журналистом опаснее, чем в других странах, — это лицемерие и ложь.