Необычно и разумно: Ангела Меркель не держится за председательство в партии и кресло канцлера. Тем самым ей, вероятно, удастся двойной трюк.
Как долго еще Ангела Меркель сможет оставаться на посту канцлера? До европейских выборов в мае? Или до следующих выборов в ландтаг в Восточной Германии, на которых ХДС может проиграть даже АдГ? Или она продержится до конца своего срока, как планирует? В декабре Меркель оставляет пост лидера ХДС. Об этом она заявила после фиаско своего верного сподвижника Фолькера Буфье, который чуть было не лишился своего поста премьер-министра земли Гессен из-за недовольства разрушительной политикой федерального правительства. Канцлер приняла сильное и благородное решение.
На самом деле это необычно и разумно, что Меркель не держится ни за председательство в партии, ни за кресло канцлера и не стремится занять какой-либо другой пост в Европе. Это противоречит ее собственным словам (совмещение канцлерства и партийного руководства). И она делает именно то, в чем упрекала своего предшественника на посту канцлера. Отставку председателя СДПГ она в феврале 2004 года назвала началом конца канцлера Герхарда Шрёдера (Gerhard Schröder). После того как Франц Мюнтеферинг (Franz Müntefering) принял председательство партии от Шрёдера, Меркель спросила: «Как можно руководить страной, когда не можешь руководить даже членами собственной партии?» Сегодня этот едкий вопрос адресован ей. После того заявления Шрёдер оставался канцлером лишь 22 месяца. Но когда Меркель сама называет дату окончания службы на посту канцлера, ей, вероятно, удастся двойной трюк — предоставить ХДС пространство для нового рывка и одновременно самостоятельно попрощаться с постом канцлера.
Таким политическим шагом блок снова создает надежду — в отличие от сдавшего свои позиции, но все еще растерянного партнера по коалиционному правительству, СДПГ, у которого нет ни перспективных идей, ни убедительных представителей, чтобы защититься от наступления Зеленых. По сравнению с ним, в ХДС есть конкуренция. Только в понедельник возникли три кандидатуры от политических тяжеловесов. Для генерального секретаря ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр (Annegret Kramp-Karrenbauer) взлет в партии может оказаться особенно значительным. Но возможна ли с ней перезагрузка? Или она — слишком точная копия Меркель? Разительно отличается Йенс Шпан (Jens Spahn), который в роли молодого и консервативного противника Меркель рано вышел из укрытия вместе со своей критикой миграционной политики и, будучи министром здравоохранения, своей чуткостью и подчеркнуто социальными законодательными инициативами демонстрирует более мягкую сторону.
Как сильно «немецкий Себастьян Курц» мог бы ослабить позиции АдГ?
Еще есть главный соперник из прошлого — Фридрих Мерц (Friedrich Merz), которого она сначала вытеснила с его поста, а затем заняла этот пост сама. Если ХДС захочет, готов взять на себя ответственность, заявил он из политической тени. Мерц приобрел известность как финансовый эксперт благодаря своей идее радикального упрощения налогообложения. Сейчас он возглавляет совет директоров «БлэкРок Дойчланд» (BlackRock Deutschland), крупнейшей международной инвестиционной компании. Он мог бы получить наибольшую поддержку на экономическом фланге ХДС, который при Меркель все больше ограничивали. Конечно, Меркель не дает комментариев по поводу кандидатов. Но ясно, что председатель партии в лице Мерца может значительно сократить ее оставшийся срок на посту канцлера.
Как показал исход выборов в Гессене, блоку нужно укрепить свою сплоченность, если он хочет остаться народной партией. Половина избирателей ХДС в Гессене заявили, что Меркель наносит урон партии. В партийном ландшафте блок ХДС/ХСС, бесспорно, остается последним тяжеловесом, но он стремительно теряет избирателей в пользу Зеленых и АдГ. Обе партии представляют по миграционным вопросам согласованные позиции, которые абсолютно противоположны друг другу. ХДС должен задаться вопросом, какое направление в этой ситуации верное для сложного баланса между двумя полюсами. Потому что нынешний крупный конфликт, миграционная политика, вероятно, и в последующие годы будет определять политические дебаты в Германии и Европе, ведь миграционное давление со стороны Африки и арабских стран не спадает, а становится лишь сильнее за счет стремительного роста населения.
Еще в начале лета 2015 года электоральный потенциал ХДС/ХСС был выше 40%. Из-за ошибок «миграционной осени» три года назад блок в собственном политическом спектре получил серьезную конкуренцию в лице АдГ. Но, как показал пример Австрии, при таком печальном развитии может появиться выход. Там молодой и харизматичный канцлер Себастьян Курц вдохнул в старую народную партию новую жизнь. Как сильно позиции АдГ смог бы ослабить «немецкий Курц», которого в ХДС пока нет?