Как сообщил поздно ночью в понедельник портал bild.de, опираясь на множество источников в ближнем кругу бывшего председателя ХДС, утреннее заявление Меркель (Angela Merkel) об отказе участвовать в выборах главы партии было инициировано группой из пяти высших партийных лидеров, включая старого друга канцлера президента Бундестага Вольфганга Шойбле (Wolfgang Schäuble) и премьер-министра земли Северный Рейн-Вестфалия Армина Лашета (Armin Laschet).
Вечером в воскресенье, по мнению источников, Меркель поставили перед выбором: она заявляет об уходе или на президиуме ее публично вынудят к этому. В 8 утра в понедельник глава ХДС набрала своего давнего оппонента и одновременно соратника министра внутренних дел Хорста Зеехофера (Horst Seehofer). Но не получила ожидаемой поддержки: он знал о заговоре и посоветовал Меркель не сопротивляться переменам.
Через полчаса канцлер позвонила главе социал-демократов Андрее Налес и сообщила об отставке как о своем личном решении. Еще через час началось заседание президиума партии — и переворот случился, обретя черты личного каприза Ангелы Меркель. Говорят, весь президиум долго аплодировал ей, стоя. Выходит, этого поступка вся верхушка ХДС ждала давно?
В 13:30 Меркель заявила немецкой прессе, что еще перед отпуском в августе приняла решение оставить пост главы партии. Это выглядело, как неуклюжее оправдание. Зачем же нужно было вводить в заблуждение избирателей двух земель: знай с лета в Баварии и Гессене, что глава ХДС уходит, результаты земельных выборов оказались бы иными. (В скобках скажем, что неуклюжее оправдание и было попыткой скрыть горькую правду: Меркель ушла не по своей воле.)
Ее пресс-конференция в Берлине, выглядела, как репетиция похорон. Отвечая на вопрос о своих целях на посту главы правительства, канцлер была не просто неубедительна, а невнятна и беспомощна. Впервые за годы управления страной. И весь день у меня было ощущение какой-то неправильности: за 13 лет верховной власти Меркель никогда так не поступала, столь вяло, безынициативно и половинчато.
Лишь к ночи все встало на свои места. Ошибкой было не решение Меркель уйти с поста лидера партии. А попытка скрыть заговор против себя, пожертвовать именем и достоинством ради весьма туманных надежд сохранить перед избирателями иллюзию единства в руководстве партии. Эта иллюзия продержалась меньше 13 часов. К ночи понедельника закулисные тайны стали достоянием общественности.
13 лет за 13 часов — вот чем пожертвовала для партии Ангела Меркель на закате своей блестящей карьеры. Я думал, это — классическая ошибка перед финишем, которые так часто случаются в большой политике и спорте. А оказалось, это — типичная трагедия одинокого лидера, преследуемого своими же соратниками.
Кстати, в таких историях победители, как правило, недолго наслаждаются вкусом победы.
Но худшее из последствий случившегося впереди: теперь Европа обесточена. Вслед за Брекситлом пришел Мерксит. Трамп удалил Америку из Европы, как удаляют френдов из Фейсбука. Теперь и Меркель удаляется. Отныне она не просто «хромая утка», а, увы, вчерашняя хромая утка. За час пресс-конференции Ангела Меркель совершила на глазах всех присутствующих шокирующее путешествие из настоящего в прошлое.
Могу себе представить чувства Путина и Эрдогана, в субботу триумфально державших за руку ключевого политического лидера континента, оказавшегося в понедельник сбитой летчицей. Впрочем, подобные чувства ошарашенности пополам с разочарованием испытывают, уверен, многие. И я не исключение. Плохо уходить по-английски, не прощаясь, как Британия. Но уходить, не прощаясь и не уходя, гораздо хуже.