Выборы, которые будут проводиться 6 ноября, предоставляют возможность американским избирателям дать оценку Дональду Трампу, и произойдет это впервые после его прихода в Белый дом. Вот некоторые факты, которые нужно знать для того, чтобы понять значение этих выборов.
Ключевой вопрос промежуточных выборов формулируется так: Смогут ли республиканцы сохранить свой контроль над обеими палатами Конгресса? На кону всего 35 из 100 мест в Сенате и все 435 мест в нижней Палате представителей. Для установления контроля над законодательной повесткой и блокирования возможности реализации Трампом его программы Демократической партии требуется контроль над обеими палатами. Обладая большинством в Сенате, они смогут блокировать действия кабинета, а также назначения в Верховный суд. Демократы могут получить большинство в Палате представителей, однако добиться такого же результата в Сенате им будет значительно сложнее. Кстати, для проведения импичмента требуется большинство в две трети голосов в Сенате, и поэтому нужно будет заручиться поддержкой некоторых республиканцев даже в том случае, если демократы получат все доступные на ноябрьских выборах места.
Здесь в силу вступает математика: Республиканская партия, на самом деле, имеет значительное преимущество над демократами в ходе предстоящего соперничества на выборах, поскольку Демократическая партия должна защищать 26 мест (включая места двух независимых, которые, как правило, голосуют вместе с ними), тогда как республиканцам нужно будет отстоять только девять мест.
Смогут ли республиканцы сохранить контроль над Сенатом?
Сама система выборов в Сенат работает против демократов. Каждый штат имеет двух сенаторов, независимо от количества населения, и поэтому у Вайоминга столько же своих представителей в Сенате, как и у Калифорнии, где жителей в 60 раз больше. Более мелкие штаты, как правило, являются более сельскими, а более сельские регионы традиционно поддерживают республиканцев. Определенная надежда для демократов связана с тем, что в Неваде и в Аризоне будут проходить выборы на открытые места (open races) — в них не будут участвовать действующие сенаторы, — и в каждом из этих штатов республиканцы победили в 2012 году с незначительным перевесом.
Миннесота и Миссисипи тоже проводят специальные выборы 6 ноября. В этих штатах будет решаться судьба двух сенатских мест.
Ключевая гонка состоится в Аризоне
Место в Сенате, принадлежавшее в свое время Барри Голдуотеру и Джону Маккейну, в 2018 году может достаться демократам. После сложных предварительных выборов республиканка Марта Максэлли (Martha McSally) была вынуждена сдвинуться вправо, и теперь она столкнется с жесткой конкуренцией со стороны демократки Кирстен Синема (Kyrsten Sinema) штате с растущим испаноговорящим населением. Кроме того, в нем обозначилась серьезная напряженность между такими традиционно ориентированными на бизнес республиканцами, каким был Маккейн, и крайне правыми сторонниками Трампа.
Могут ли демократы обеспечить себе контроль над Палатой представителей?
Американцы не очень любят лишать места своих действующих представителей. Поэтому самые большие надежды демократы связывают с теми местами, на которые уже не претендуют их нынешние обладатели. Хорошая новость для демократов состоит в том, что 29 республиканцев — рекордное количество, и многие из них настроены против Трампа, — отказались от участия в выборах 6 ноября, а некоторые из этих мест находятся в ключевых «колеблющихся» штатах — в том числе во Флориде и в Пенсильвании.
Ключевая гонка — 17-й округ штата Пенсильвания
Демократ Конор Лэмб (Conor Lamb) поразил всех своей победой на специальных выборах в марте нынешнего года. Но теперь, когда суд потребовал изменить границы избирательных округов, он будет соперничать с действующим конгрессменом Китом Ротфусом (Keith Rothfus) в значительно более дружелюбно настроенном округе. Однако это именно тот округ, где Трамп одержал победу с незначительным большинством.
А что можно сказать о выборах губернаторов?
В каждом американском штате есть губернатор, который является своего рода местным президентом. Взаимодействие губернаторов с федеральным правительством может быть значительным: они, к примеру, могут обладать заметным влиянием на местные законы в области владения оружием или в сфере медицинского страхования. Но в этом году, как считают демократы, их значение приобретает национальный характер, поскольку многие из них обладают правом вето на пересмотр границ избирательных округов. Перекройка избирательных округов происходит в Соединенных Штатах после каждой переписи населения. Следующий раунд пересмотра границ состоится в 2022 году после обработки результатов переписи 2020 года. Избранные в 2018 году на четырехлетний срок губернаторы еще будут находиться на своих местах в тот момент, когда будет проводиться пересмотр границ избирательных округов. Демократы надеются на победу в некоторых «колеблющихся» штатах в борьбе за «свободные места», в том числе в Огайо, Неваде, Мичигане и Флориде, и таким образом предотвратить манипуляции с границами избирательных округов, которые могут повлиять на выборы в Конгресс до 2032 года.
Ключевой штат — Флорида
Афроамериканец и демократ Эндрю Гиллум (Andrew Gillum) одержал неожиданную победу на предварительных выборах, получив серьезную финансовую поддержку со стороны Тома Стейера (Tom Steyer), миллиардера и управляющего инвестиционным фондом. Эндрю Гиллум, убежденный прогрессист, поспорит с республиканцем Роном Десантисом (Ron DeSantis), ревностным сторонником Трампа, и это будет знаковое соперничество в ходе предстоящих промежуточных выборов.