Президент Белоруссии Александр Лукашенко угрожает, что он поддержит Россию в ее стремлении ответить на появление в Польше американских баз. Это, однако, лишь дымовая завеса: он боится конфликта между Востоком и Западом. Больше всего в итоге пострадает Белоруссия, ведь перспектива появления «Форта имени Трампа» толкает нашего восточного соседа в объятия Москвы.
«Проблема Лукашенко заключается в том, что ему придется отреагировать на размещение в Польше американских военных, — объясняет порталу „Виртуальна Польска" аналитик Центра восточных исследований Камиль Клысиньский (Kamil Kłysiński). — Существует реальная опасность, что ему придется в большей мере подчиняться требованиям Москвы, чем он делает это сейчас».
Эксперт подчеркивает, что Россия заставит белорусов согласиться на строительство российской авиабазы под Бобруйском, а потом может потребовать создать также базу сухопутных войск, которая станет ответом на польский «Форт Трамп». «В Белоруссии на постоянной основе появятся российские войска. Сейчас Россия пользуется военными объектами в Вилейке и Ганцевичах, но это не базы в полном смысле этого слова. Российские войска находятся на белорусской территории только во время учений, таких, как „Запад-2017"», — говорит Клысиньский.
Лукашенко гордится, что в его стране нет иностранных войск. Аналитик Центра восточных исследований считает, что это в контексте зависимости Белоруссии от России можно назвать несомненным успехом. Сейчас белорусы опасаются, что из-за нарастающей напряженности в отношениях между НАТО и Россией они окончательно утратят самостоятельность и станут главной жертвой конфликта даже в том случае, если война не разразится. Вход российских войск станет для Белоруссии катастрофой.
«Это может надолго, а, возможно, навсегда поставить Минск в полную зависимость от Москвы, — подчеркивает Клысиньский. — Лукашенко подчеркивает, что белорусы — мирный народ, который не хочет конфликтовать с соседями. Он защищает свою страну, стараясь, чтобы она оставалась максимально нейтральной. Теоретически это нереально, ведь она состоит в военном и экономическом союзе с Россией, однако, в международной политике возможно все. Минск пытается убедить Запад и Восток, что не собирается занимать чью-либо сторону, — добавляет эксперт. — Нам он говорит, что его интересует не интеграция с ЕС, а развитие торговли и добрососедских отношений, Москве рассказывает о братском сотрудничестве и славной общей истории, при этом одновременно он делает упор на своей самостоятельности и независимости. Изменилось только то, что белорусы перестали шантажировать ключевых игроков углублением сотрудничества с их противниками. Это было слишком рискованно. Кроме того, что важно, Белоруссия предлагает свои услуги в качестве посредника, помогающего снизить напряженность в отношениях между Москвой и Западом. В 2014 и 2015 годах она выступила в качестве хозяйки встреч, посвященных российско-украинскому конфликту, которые увенчались подписанием Минских соглашений».
Белорусы, как говорит эксперт, считают, что России с имиджевой точки зрения будет невыгодно нападать на их страну или аннексировать ее территорию, и надеются таким образом остановить размещение иностранных баз. Клысиньский полагает, что это самый разумный подход. Одновременно он подчеркивает, что России белорусские усилия кажутся жалкими. Она смотрит свысока на своих соседей по постсоветскому пространству и не хочет принимать во внимание то, что белорусы считают себя самостоятельным народом (в Белоруссии появляются все новые поколения, которые не помнят Советского Союза, а представители белорусских элит не хотят, чтобы их страна стала одной из российских областей, ведь тогда они лишатся своих привилегий).
«Я не думаю, что Москва пойдет на аннексию. Опасность для Белоруссии представляет сейчас, скорее, российская идея реанимировать союзное государство, которое формально существует вот уже 20 лет, — указывает Клысиньский. — Я думаю, Россия может предпринять попытку подчинить себе Минск, чтобы решить какие-то свои внутренние проблемы и остановить падение рейтинга Путина. Для этого она использует законные механизмы интеграции».
В начале 2019 года Пентагон представит Конгрессу США доклад на тему возможности размещения постоянных военных баз в Польше. Варшава уже давно этого добивается. Сейчас на польской территории в рамках программ двустороннего сотрудничества и стратегии укрепления восточного фланга НАТО американские военные пребывают на ротационной основе.
Комментарии читателей
Zibi: Когда это Белоруссия успела стать самостоятельным государством? Лукашенко постоянно пресмыкается перед Путиным, стыдно смотреть.
Publicysta: Лукашенко давно выбрал Путина, польская политика здесь совершенно ни при чем. Белорусы вместе с россиянами не первый год отрабатывают в ходе учений атаку на Польшу и страны Балтии. Если бы Минск хотел договориться с Западом, Варшава бы ему помогла, но два сатрапа договорились друг с другом.
wiktor52: Думаете, у Путина получится купить Польшу, как Белоруссию, за дешевый газ? Лукашенко действительно оказался между молотом и наковальней. Без дешевых нефти и газа из России у него нет шансов добиться развития страны с отсталыми в технологическом плане предприятиями (западных инвестиций там нет). Он даже не может открыто стремиться к интеграции с Европой (украинцы заплатили за такое стремление войной), так что ему остается лавировать. Польша может позволить себе не плясать под российскую дудку, а тем самым ослабить позицию России, старающейся навязать свою политику всему миру.
Logika: Если бы Украина была членом НАТО, если бы там были базы США или ядерное оружие, Россия не отправила бы свою армию в Донбасс и не стала оккупировать Крым.
Jair: А что они себе думали? Неужели они надеялись, что мы будем спокойно смотреть, как в Калининградской области постоянно появляются новые ракеты? Очень хорошо, что появится Форт Трамп. Это единственное, что может остановить русских. Если они нас тронут, значит, они тронут Америку. В случае чего, Польшу защитить мы сможем, вот и все.
hen: Стратегия, достойная Наполеона! Дать в морду и спрятаться за спину приятеля. Но если начнется война, все будет иначе: на ключевые точки в Польше (Варшава. Гданьск) упадут ядерные ракеты. Американский батальон покинет опасную зону, мир осудит агрессора, а мы вновь будем предоставлены сами себе, как в 1939.