С парламентских трибун (в США) неоднократно звучали просьбы, адресованные к Госдепу, повторить эксперимент с санкциями против Ирана, которые собственно, полностью так и не были сняты за недолгую историю существования «ядерной сделки». То есть, просьбы ввести эти самые санкции повторно. Однако, тут же обнаружилась неспособность США ввести полный санкционный запрет на экспорт иранской нефти: это, собственно, и стало причиной того, что восемь государств-покупателей нефти у Исламской Республики были выведены из-под санкционных запретов.
Со вчерашнего вечера США, опубликовав полный санкционный список, ввели против Ирана санкции повторно. И, как оказалось, помимо самого американского правительства, эти новые санкции в полном виде и без оговорок одобрил только правящий режим Израиля. Американцы ввели новые санкции против Ирана с целью создать на последний «максимально возможное давление»; как ранее говорил Трамп, эти новые санкции будут «самыми мощными и действенными из тех, что когда-либо вводились против Ирана». Однако Китай, Россия, и европейские страны-участники ядерной сделки с Ираном, незамедлительно выразили сожаление в связи с вводом против Ирана новых санкций. Кроме того, важно также то, что этот второй период американских санкций стартовал после выхода США из ядерной сделки, а также — буквально за день до начала промежуточных выборов в Конгресс США. А как показывали недавние опросы общественного мнения, проведенные в преддверии выборов, популярность представителей Демпартии превышает таковую у республиканских кандидатов на 7%. Три года назад тогдашнее подотчетное Конгрессу правительство в Белом доме заключило с Ираном ядерную сделку, однако сейчас министр иностранных дел Ирана высказался предельно коротко, одной фразой: «Что касается приближающихся выборов-2020, то мы не питаем относительно них никаких иллюзий».
Список Помпео
Минфин США вчера, в понедельник, 5 ноября, опубликовал 76-страничный список новых антииранских санкций, куда включены 50 банков и их филиалов, также 260 физлиц из Ирана, морские суда из судоходных компаний, национальная авиакомпания Ирана («Иран-Эйр»), а также свыше 65 воздушных судов данной авиакомпании. Эти 76 страниц в целом включили в себя 700 компаний, банков, физлиц и учреждений, причем 400 из них входили в список еще ранее, то есть еще до появления СВПД, или в просторечье именуемой «ядерной сделкой». Но сейчас администрация Трампа добавила в этот список еще 300 других компаний, банков, учреждений и физлиц; и, таким образом, как заявил глава Госдепа США Майк Помпео, «запущен в действие новый, беспрецедентный механизм экономического давления, из тех, которые когда-либо вводились в отношении Ирана». Утром в понедельник по вашингтонскому времени (то есть вечером, по тегеранскому) сам Помпео проводил пресс-конференцию, в которой также участвовал и глава Минфина США. И, по его собственным словам, цель этих новых иранских санкций заключается в том, чтобы обеспечить «изменение на 180 градусов поведения Ирана в регионе».
Кроме того, Помпео также сказал, что после вступления в должность президента Трампа санкции в отношении Ирана выполнялись по 190 пунктам, а сегодня появились новые санкции, так как поводов для претензий к Ирану «стало еще больше». Стало быть, и санкций тоже «должно быть больше». Глава Госдепа нынешней американской администрации еще добавил, что за прошедший месяц примерно около 100 компаний свернули свою деятельность на территории Ирана. И тут последовала угроза — дескать, если останутся компании, которые не обратят внимания на введенные США санкции и будут продолжать работать с иранскими партнерами, то с более серьезными санкциями придется столкнуться уже им. И далее, мол, последуют еще более жесткие наказания и болезненные ограничения. Глава Госдепа также подтвердил, что США делают исключение для восьми государств, которых санкции затрагивать не будут: среди таковых — Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Республика Корея, Тайвань и Турция. Но при этом он заявил, что «наши переговоры по полному сведению к нулю продаж иранской нефти все равно будут продолжены с нашими партнерами».
Израиль — в одиночестве
Правительство Израиля незамедлительно после повторного введения санкций США против Ирана приветствовал это решение американской администрации. Достаточно будет сказать, что Бениамин Нетаньяху, в частности, назвал и это решение и сам день, когда был вновь запущен санкционный механизм, «историческими». Ему вторил и министр обороны Израиля — он выразил «признательность» американской администрации за повторное введение санкций против Исламской Республики и поблагодарил «отдельно» президента США Дональда Трампа. А вот что написал после введения санкций Дэнни Данон, посол Израиля в ООН, на своей страничке в «Твиттере»: «Начиная с сегодняшнего дня, всему миру придется выбирать только что-то одно — или Иран, или США!»
В другой части декларации речь идет о том, что европейцы также берут на себя обязательство сохранять и поддерживать все существующие каналы связи, прежде всего, в области финансов, с Ираном, и обязуются участвовать в экспорте нефти и газа из Ирана. Хуа Чуньин, официальный представитель МИД КНР также заявил о том, что Пекин сожалеет и разочарован в связи с решением США по Ирану. Кроме того, Пекин намерен продолжать усилия ради сохранения «ядерных соглашений». Китай заявляет, что будет придерживаться нейтрального, объективного и ответственного отношения к иранской проблеме, а, кроме того, приложит максимум усилий ради полноценного восстановления «ядерной сделки», но при этом, будет сохранять за собой право действовать в соответствии со своими интересами. Пресс-секретарь британского правительства, в свою очередь, также подтвердил, что его страна продолжит расширять свои связи с Ираном, прежде всего, торговые, а также, намерена поощрять британских предпринимателей «широко использовать финансовые возможности в Иране».
Полномочный представитель России в МАГАТЭ Михаил Ульянов, со своей стороны, отметил, что Россия имеет негативный взгляд относительно повторного введения санкций против Ирана. «США с введением санкций продолжают тактику экономического шантажа, угроз и запугиваний» — добавил российский представитель.
Зариф: «Мы не связываем надежд с этими выборами»
Введение американских санкций состоялось за день до выборов в Конгресс: на этих выборах, как известно, дела республиканцев (среди которых многие, с парламентских трибун, выступали за возврат санкций), идут не слишком хорошо. Совместное исследование общественного мнения в США, которое провели «Уолл Стрит Джорнал» и «Эн-Би-Си Ньюс», продемонстрировало, что на нынешних выборах 50% избирателей намерены отдать свои голоса демократам, и лишь 43% — республиканцам. Глава МИД Ирана Мухаммад Джавад Зариф, в беседе с «USA Today», отвечая, в частности, на вопрос о его ожиданиях от нынешних американских выборов и возможном их влиянии на ситуацию с Ираном, высказался предельно кратко: «Я скажу только одну фразу — у нас нет никаких надежд ни в связи с этими выборами, ни с выборами 2020 года.
Взгляните — то, что нас, Иран, отличает от некоторых американских клиентов в регионе, так это то, что мы выжили, несмотря на все усилия и яростное сопротивление тому Соединенных Штатов». Американский корреспондент спросил у Зарифа, каков же будет в этой ситуации наказ правительства Ирана народу своей страны, которая снова, уже во второй раз, должна будет столкнуться с санкциями. Ведь народ просто хочет жить, а не вести все время героическую борьбу за выживание. На это иранский министр ответил: «Да, вы правы, они (народ) имеют право на простую жизнь.
А иранское правительство готово ради того, чтобы народ реализовал это право, поддерживать свой народ регулярно предоставляемой помощью и субсидиями, что оно и делало на всех предыдущих этапах. Конечно, никто не говорит, что эти санкции не наносят никакого ущерба, экономические санкции — это всегда ущерб, для того их и вводят. Однако им никогда и ни за что не добиться тех политических целей, которых они рассчитывают достичь, когда вводят их. А иногда они (санкции — прим. перев), напротив, приносят обратный результат. Что, собственно, и было доказано в случае с теми санкциями, которые Америка вводила против Ирана ранее».