Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Aldri Mer (Норвегия): НАТО предстоит заново обрести превосходство на море

© AFP 2018 / Jonathan NackstrandЧлен экипажа на мостике корабля «Маунт Уитни» ВМС США во время военных учений НАТО в Норвежском море
Член экипажа на мостике корабля «Маунт Уитни» ВМС США во время военных учений НАТО в Норвежском море
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
НАТО понимает, что не полностью контролирует Атлантику, так что страны альянса во главе с США решили сделать упор на ВМФ. Российский флот развивается стремительно, особенно что касается подводных судов, отмечает «Алдри мер». Вот почему американцы решили возродить свой Второй флот. Ему предстоит отвечать за север Атлантики, ведь российские корабли, как утверждается, ведут себя дерзко и вызывающе.

Со времен холодной войны Североатлантический альянс растерял знания и опыт в том, что касается превосходства на море, особенно поиска и уничтожения подлодок. Эти знания предстоит приобрести заново, считает доктор Себастьян Брунс (Sebastian Bruns) из Центра военно-морской стратегии и безопасности при Кильском университете.

«Насколько мы знаем, за безопасность северных морей, в том числе за Фареро-исландский рубеж и центральную часть Атлантики, будет отвечать обновленный Второй флот ВМС США, а он гораздо меньше прежнего. В ходе учений „Единый трезубец" американский авианосец вошел в Норвежское море, впервые за много лет зайдя так далеко на север», — объясняет доктор Себастьян Брунс, специалист по американской военно-морской стратегии и знаток американского флота.

Существующие ограничения

Брунс полагает, что участие американского авианосца «Гарри Трумэн» (CVN75) в учениях «Единый трезубец» — отголосок 1980-х, эпохи, когда ВМС США регулярно разворачивали свои авианосные группы у северных рубежей.

«На сегодняшний момент повторению подобных маневров к северу от Полярного круга, пусть даже и меньшим количеством военных кораблей, мешают политические, географические и оперативные ограничения. При этом ожидается, что существующие очаги напряжения по всему миру сохранятся и в будущем», — говорит Брунс.

© Фото : U.S. Navy / MCS 2nd Class Thomas GooleyАмериканский авианосец "Гарри Трумэн" в Атлантическом океане. Сентябрь 2018
Американский авианосец Гарри Трумэн в Атлантическом океане. Сентябрь 2018

По его словам, реорганизация Второго флота ВМС США, который будет введен в строй в 2019 году, до сих пор вызывает немало вопросов.

«Не утихают споры о том, сколько кораблей войдет в него в конечном счете. На сегодняшний день он насчитывает лишь пару сотен офисных работников и разве что горстку кораблей», — объясняет Брунс.

В интервью изданию «Алдри мер» американский адмирал Джеймс Фогго (James Foggo) сообщил, что не исключает, что «Гарри Трумэн» станет флагманом обновленного Второго флота, вероятнее всего, рассчитанного на северную Атлантику. Не исключает этого и Брунс. И все же вероятнее, что американское командование остановится на другом судне, полагает он.

«Флагманом может стать и какой-нибудь крупный крейсер. Безусловно, назначение на эту роль авианосца стало бы мощным сигналом с политической точки зрения. Однако, вероятнее всего, им все же станет крупный корабль-вертолетоносец», — рассуждает Брунс.

Россия наступает

По мнению Брунса, причиной возрождения Второго флота, распущенного не далее чем в 2011 году, стало осложнение ситуации в сфере безопасности вследствие российской аннексии Крыма и вмешательства Москвы в конфликт на востоке Украины. Кроме того, Россия проводит решительную модернизацию своего военного потенциала, в том числе возможностей ВМС. Северный флот России регулярно пополняется новыми судами, в том числе и подлодками, все более бесшумными.

«Определенно, Россия — главный виновник восстановления Второго флота. Россия осознала, что в состоянии бросить вызов НАТО в море даже при том, что мощь ее флота и близко не сравнится с советской», — отмечает Брунс.

«Действия России служат постоянным напоминанием Западу, что предстоит заново изучать политические возможности военно-морских сил», — добавляет он.

«Россия пытается вдохнуть в свой военно-морской флот новую жизнь. Особенно эффективны ее подводные суда — с ними НАТО поневоле приходится считаться. НАТО же, напротив, значительную часть своих знаний и опыта охоты на суда противника растеряла — во многом из-за односторонней нацеленности на международные операции за пределами собственного пространства, например, на борьбу с пиратством, антитеррористическую деятельность и так далее», — считает Брунс.

Новый упор на ВМФ

И тем не менее будущее не видится Брунсу в черном цвете.

«В связи с этим важно отметить, что на „Единый трезубец" Россия и Белоруссия приглашены в качестве наблюдателей. Во время холодной войны это было невозможно», — отмечает Брунс.

На саммите НАТО в польской столице Варшаве в 2016 году страны-члены договорились о создании военно-морского командования. НАТО открыто признает, что не полностью контролирует Атлантику, где российские корабли и подлодки ведут себя все более дерзко и вызывающе. А ведь в случае серьезного кризиса или с началом боевых действий способность обеспечить безопасность противолодочных рубежей и линий снабжения в Атлантике может оказаться для НАТО жизненно важной

«НАТО — по умолчанию военно-морская организация, это следует из самого названия Североатлантического альянса. Долгие годы внимание НАТО было сосредоточено сперва на Афганистане и конфликтах на Ближнем Востоке, а затем на противодействии России на восточной периферии. Между тем ключевую роль с точки зрения учений, дипломатии и интеграции играет именно военно-морское сотрудничество. ВМС для международных отношений — своего рода швейцарский армейский нож, универсальный инструмент. НАТО правильно сделала, что напомнила об этом своим членам», — рассуждает Брунс.

«Россия ни в коей мере не угрожает отнять у НАТО положение ведущей морской державы. Однако для альянса настало время снова сделать упор на военно-морской флот», — заключает ученый.

Всего семь лет назад

В мае этого года США приняли решение восстановить Второй флот, расформированный всего семь лет назад. На это время ответственность за ситуацию в Атлантике, Европе и Африке перешла к Шестому флоту.

© flickr.com / U.S. Naval Forces Europe-Africa/U.S. 6th FleetВоеннослужащие на ракетном эсминце Porter (DDG 78) 6-го флота США в Средиземном море
Военнослужащие на ракетном эсминце Porter (DDG 78) 6-го флота США в Средиземном море

«Решение расформировать Второй флот, принятое в 2011 году, следует рассматривать в контексте того времени. Основное внимание тогда уделялось Азии. Казалось, что Европа — а с ней и Северная и Центральная Атлантика — в безопасности и полностью контролируются союзниками. Это представление, однако, перевернула «арабская весна», прокатившаяся волной беспорядков по Ливии, Сирии, Египту и другим странам», — объясняет Брунс.

«Алдри Мер»: Второй флот будет базироваться в Норфолке, штат Виргиния. Возможно ли создание передовой базы за пределами США, например в Великобритании?

— Создание форпостов для американских военных кораблей вполне возможно. Однако дело в том, что атомные авианосцы требуют особой инфраструктуры в любом из союзнических портов. Полагаю, в будущем американские военные корабли станут чаще заходить в порты Балтийского и Северного морей. Мы с коллегой Йереми Штёсом (Jeremy Stöhs) предположили, что передовой базой новых кораблей литорального класса (мелкие суда для прибрежных операций), вероятно, станет немецкий порт Киль. Военно-морская база в испанской гавани Рота у США уже есть. Кроме того, у американцев традиционно тесные отношения с Великобританией.