Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Wall Street Journal (США): в России в «Макдональдсе» подают местную картошку фри и гарнир из «политического прагматизма»

© РИА Новости Кирилл КалинниковКлоун из Макдональдса с юными футболистами в России
Клоун из Макдональдса с юными футболистами в России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Макдональдс» открыл в Москве свой первый ресторан в последние годы существования СССР и всегда служил «окном» в американскую культуру для россиян. Однако теперь, когда напряженность между Россией и США растет, сеть ресторанов взяла курс на «русификацию», пишет «Уолл Стрит Джорнал».

Москва — После открытия здесь своего первого ресторана в последние годы существования Советского Союза корпорация «Макдональдс» стала ведущим послом американской культуры. Сейчас, когда напряженность между Россией и США растет, а прокремлевские политики постоянно призывают закрыть американскую сеть ресторанов быстрого питания, руководство выбирает новый курс — на «русификацию».

Ранее в этом году компания увеличила долю российских поставщиков, услугами которых пользуются рестораны, до 98%, и начала маркетинговую кампанию, чтобы убедить людей в том, что в России «Макдональдсу» не обязательно быть американской компанией.

«Люди только сейчас начинают понимать, что мы — одна из самых российских компаний», — говорит менеджер по связям с общественностью компании «Макдональдс» в Москве Елена Чилингарян.

Компания «Макдональдс» добилась успеха во всем мире отчасти благодаря тому, что везде, где работают ее рестораны, она находит местных поставщиков, сокращая цепочки поставок и защищаясь от колебаний курсов валют. Но по мере роста напряженности между Вашингтоном и Москвой в компании считают, что эта стратегия может ослабить и политическое давление.

«„Макдональдс" здесь по-прежнему является прибыльной компанией, и она пережила все геополитические трудности, адаптировавшись к местным условиям», — говорит Нарек Авакян, финансовый директор московской консалтинговой компании «Элискит» (Alliskit).

Ориентация на местных поставщиков, судя по всему, окупается. В прошлом квартале количество ресторанов «Макдональдс» в России выросло по сравнению с прошлым годом на 6%, что значительно выше среднемирового показателя, составляющего 1,5%. И хотя в России эти рестораны составляют лишь небольшую часть от общего количества ресторанов «Макдональдс» в мире, компания все равно считает Россию быстрорастущим рынком, способным служить противовесом насыщенных рынков, таких как США. Подавляющее большинство ресторанов «Макдональдс» в России принадлежат компании.

«Несмотря на то, что это развивающийся рынок, условия для „Макдональдс" в России с перспективой на будущее очень хорошие», — говорит Сара Сенаторе (Sara Senatore), старший аналитик компании Bernstein Research, специализирующаяся на ресторанном бизнесе США.
В 1990 году компания открыла свой первый ресторан недалеко от Кремля — на Пушкинской площади, где в первый день работы его посетили 30 тысяч голодных москвичей. Но из-за ухудшения в последние несколько лет отношений между Москвой и Вашингтоном «Макдональдс» стал объектом нападок со стороны российских властей, стремящихся нанести удар в ответ на введение Америкой все новых и новых санкций.

Американо-российские отношения в последние годы значительно ухудшились и находятся на самом низком уровне со времени распада Советского Союза. Вашингтон ввел несколько пакетов санкций в ответ на политические и военные действия России на Украине, ее вмешательство в президентские выборы 2016 года и ее причастность к отравлению бывшего агента российской разведки.

Первые удары по ресторанам «Макдональдс» были нанесены в 2014 году — после того, как США ввели санкции против России за аннексию Крыма. Российские власти в то время закрыли по всей стране с десяток ресторанов, включая московский флагман, а для сотен других устроили внезапные санитарные проверки. Призывы к закрытию ресторанов этой сети по-прежнему звучат, самые последние из них — во время региональных выборов в минувшем сентябре.

По словам аналитиков, временное закрытие мало повлияло на продажи в этом году, но руководство использовало эти перерывы в работе как возможность обновить интерьеры ресторанов и начать оцифровку внутренних процессов, сказал Роман Бездудный, бывший региональный директор по маркетингу. В компании «Макдональдс» говорят, что регулярно проводят модернизацию и что эти мероприятия не обязательно бывают плановыми.

На просьбы прокомментировать другие аспекты его сорсинга и маркетинга в компании «Макдональдс» не ответили.

Согласно информации, опубликованной компанией, после всех этих испытаний «Макдональдс» сосредоточилась на увеличении объемов закупок продовольственного сырья у местных производителей для производства практически всех блюд, предлагаемых в ее ресторанах — от бекона до рыбных палочек. Ранее в этом году компания подписала контракт на покупку картофеля фри у российского производителя — первый за свою почти 30-летнюю историю. Ожидается, что предприятие по производству картофеля фри выйдет на полную мощность в следующем году.

По словам бывших сотрудников, подписанием этого контракта закончилась одна их самых трудных эпопей, связанных с деятельностью компании в этой стране — поиск подходящего поставщика, который мог бы обеспечить бесперебойные поставки культового золотистого картофеля фри в соответствии с требованиями компании.

«Ни у кого не получалось делать картошку фри правильно, чтобы у нее была золотистая хрустящая корочка, которую компания доводила до совершенства не один год», — рассказывает Бездудный.

Российская компания «Белая Дача», построившая совместно с голландской компанией Lamb Weston/Meijer предприятие по переработке картофеля в Липецкой области, обучает фермеров тому, как выращивать картофель соответствующий требованиям компании «Макдональдс» и в необходимых ей количествах.

И рекламная стратегия компании «Макдональдс» сосредоточена на том, чтобы обо всем этом рассказать. На грузовиках, развозящих продукцию, имеется надпись с цифрой «98%», которая означает, что 98% сырья компания закупает у местных поставщиков. В рекламном ролике, выпущенном ранее в этом году, показано, как российские фермеры собирают урожай, а голос за кадром говорит: «Когда речь заходит о еде, вы выбираете близкое, родное».

В качестве наглядной иллюстрации некоторые рестораны используют видеоролики, в которых фермеры выращивают помидоры, листовой салат и огурцы.

В том, что касается успешной деятельности, «Макдональдс» резко отличается от самого узнаваемого российского бренда ресторанов быстрого питания «Теремок», который в России знаменит своими блинами с икрой и сметаной или ветчиной с сыром. Эта компания, которая рекламирует свои российские корни, в 2016 году решилась выйти на американский рынок и в начале этого года ушла с него.

Генеральный директор сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров заявил, что на американском рынке компания столкнулась с «открытой враждебностью», на нее «обрушились» проверки по линии санитарной инспекции и вопросы о ее связях с президентом России Владимиром Путиным.

Что же касается компании «Макдональдс», то в ближайшее время ей вряд ли удастся избежать гнева российских политиков. Ранее в этом году депутат нижней палаты парламента, или Госдумы, и член комитета по охране здоровья задался риторическим вопросом о том, почему Россия не введет санкции против американских компаний.

«На нас американцы санкции накладывают, — сказал в интервью российскому государственному телеканалу RT Николай Герасименко. — Почему мы не можем наложить санкции на закупку в […] „Макдональдс?"».

 
Популярные комментарии
Александр Рыбакин
11
- иностранные компании помогают российской экономике Шпротина, а помнишь всего пару лет назад ты визжала как недорезанная, что иностранные компании не будут помогать России пока вы, опущенцы, на Россию обижены? Так что случилось то? Обиженка прошла? Или просто иностранным компаниям плевать на твои истерики? ;)