Конфликт между Италией и Евросоюзом резко обострился: итальянское правительство в категорической форме отвергло требование Брюсселя сократить бюджетный дефицит. Теперь Риму грозят штрафные меры и санкции, однако правящая итальянская коалиция не хочет и не может выполнить требование Евросоюза, так как напряженная социально-экономическая ситуация в стране не оставляет ей пространства для маневра. Многие наблюдатели считают, что банкротство Италии неизбежно, и это может нанести смертельный удар по Евросоюзу и единой европейской валюте евро. В сравнении с этим греческий кризис 2015 года будет выглядеть детской шуткой. В европейских СМИ ситуация характеризуется как «трагическая».
По мнению немецкого экономиста Хенрика Мюллера, можно понять обедневших итальянцев, которые не хотят платить за безумные долги своего государства. Но политика, которую проводит правящий в Риме альянс популистов, ведет к катастрофе общеевропейских масштабов. Коалиция, в которую входят правые националисты из «Лиги Севера» (переименованной в «Лигу») и левая антисистемная партия «5 звезд», заявила, что повысит планку долга на следующий год, чтобы выполнить свои предвыборные обещания. Многие из принятых обязательств носят популистский характер: так, движение «5 звезд» настояло на повышении минимального гарантированного дохода для бедных, «Лига» — на сокращении налогов. Новый бюджет будет означать увеличение и без того громадного госдолга страны, который превысил 133 % ВВП, что является одним из самых высоких показателей среди развитых стран. Политика Рима полностью подрывает Пакт стабильности и роста ЕС, который предусматривает предел госдолга в 60%. При этом, отмечают аналитики, денег на модернизацию и структурные реформы новый бюджет не предусматривает. Это означает, что деньги попросту будут проедены.
Проблема постепенно становится не только экономической, но и политической. За ней стоит националистический вызов Рима по отношению к Брюсселю, и не только по вопросу бюджетной экономии. Раздражение итальянцев вызывают как нежелание Еврокомиссии помочь Италии в разрешении тяжелейшего миграционного кризиса, так и многие другие моменты, мешающие проведению национально ориентированной политики. Ведь до введения единой европейской валюты итальянская экономика динамично развивалась — несмотря на «слабую» лиру. По мнению бывшего министра экономики Греции, известного экономиста Яниса Варуфакиса, главной причиной кризиса является «ужасно неудачно» продуманный валютный союз. Он построен так, что итальянская экономика в нем просто задыхается, в то время как Германия снимает все сливки. До последнего времени «проевропейские» правительства Италии слепо следовали указаниям Брюсселя и проводили политику жесткой экономии, что привело к полной экономической стагнации.
Главный экономист старейшего немецкого банка Беренберг Хольгер Шмидинг уверен, что многолетний кризис, который угрожает стабильности не только Италии, но и еврозоны в целом, только начинается. Главную опасность для Италии представляет негативная реакция рынков, долги становится трудно обслуживать. Итальянские облигации теряют в цене, объем «плохих бумаг» подрывает позиции банков. В свою очередь, малый и средний бизнес, на котором основана итальянская экономика, лишается банковских кредитов. Возникает замкнутая спираль финансовой и экономической деградации.
Судя по всему, Евросоюз подождет с введением штрафа в 3,4 миллиарда евро до майских выборов 2019 года в Европарламент — по политическим соображениям. Однако рынки не будут так долго ждать, и удар по итальянским банкам придется уже на начало года. Ситуация осложняется тем, что пришедшие к власти популисты намерены отменить ряд важных структурных реформ, принятых предыдущими правительствами, в том числе снизят порог пенсионного возраста. Аналитики считают, что финансовая система страны не выдержит более двух лет такой нагрузки. Это означает начало первого акта «итальянской трагедии». Весьма вероятно, что при таком развитии событий в 2021 или 2022 году Италия будет вынуждена покинуть зону евро.
Проблемы итальянской экономики — не новые, они накапливались десятилетиями, но особенно четко обозначились с переходом страны на единую европейскую валюту евро. Постепенно образовалась «адская смесь» из слабого роста, структурных перекосов, низкого уровня инвестиций, падающей производительности и безработицы. По основным экономическим показателям Италия приблизилась к уровню стран Восточной Европы. На науку и инновации здесь тратится лишь 1,3% ВВП — в два раза меньше, чем в Германии. Прямые зарубежные инвестиции практически сошли на нет. Особенно тревожно выглядит ситуация на рынке труда. Всего лишь 65% граждан трудоспособного возраста имеют работу, в Германии — 80%. В поисках работы итальянцы в массовом порядке эмигрируют за границу, в первую очередь квалифицированные и научные кадры. Экономические проблемы привели к резкому падению уровня жизни и доходов. Ниже уровня бедности живет свыше 10% населения — это показатель стран Восточной Европы (в Германии — 3-4%).
По мнению ведущих европейских экономистов, есть только один способ разорвать порочный круг экономической и социальной деградации — обеспечить экономический рост при одновременной стабилизации финансов. Но предлагаемые правящей коалицией меры по снижению пенсионного возраста и налогов только усугубляют кризис. Еще больший вред экономике наносит нынешний конфликт с Брюсселем, который ведет к падению кредитного рейтинга. Государству становится все труднее обслуживать долг, а предприятиям — финансировать инвестиции в производство, без которых экономический рост невозможен. Кроме того, у стран еврозоны нет ни малейшего желания помогать правительству, которое открыто нарушает основные принципы европейской солидарности.