После первоначального успеха так называемых технических переговоров и подписания первой договоренности о принципах нормализации отношений весной 2013 года переговоры между Белградом и Приштиной, которые поддерживают Брюссель и США, из диалога превратились в нечто, что больше похоже на два монолога.
Похоже, главная причина застоя — вопрос о сербах в Косово, точнее о статусе сербского меньшинства на севере Косово. Белград уже продемонстрировал определенную готовность пойти на уступки в важных вопросах, таких как интеграция сербских сил безопасности на севере Косово и судебной системы в правовую структуру Косово (Республики Косово), но в том, что касается создания ассоциации/объединения сербских общин, никаких подвижек не произошло.
На самом деле ассоциация/объединение является камнем преткновения для Брюссельского договора с 2013 года, шесть из 15 пунктов которого касаются непосредственно данного вопроса. По сути договор призван обеспечить сербам самоуправление в Косово и определить их взаимоотношения с Приштиной и Белградом в обмен на признание Сербией де-факто независимости всей территории Косово.
Правовые структуры и службы безопасности в Северном Косово хотя бы формально включены в косовскую систему, а сербов, проживающих в этом регионе, призывают участвовать во всеобщих выборах по косовским правилам (зачастую крайне недемократическим). Тем не менее косовские албанцы и правящие круги в Приштине по сути отказываются от своего обязательства создать означенную ассоциацию/объединение. Эта проблема даже привела к массовым протестам и продолжительному политическому кризису в Приштине, где сербское слово «объединение» вызвало споры, став символом сербского сепаратизма. Эта дискуссия также очень повлияла на политическую обстановку в Сербии, которая очень восприимчива к геополитическим разногласиям в современной поляризующейся Европе.
Новый импульс переговорам о взаимоотношениях летом 2018 года придали президенты Александр Вучич и Хашим Тачи, которые осторожно предложили возможность обменяться территориями Косово и Сербии. Однако эта идея прямо противоречит желаниям и устремлениям националистов, а также, что главное, не устраивает некоторых представителей западных либеральных кругов, включая немецкого канцлера Ангелу Меркель. Она хочет видеть Косово многонациональной демократической страной, хотя оно таковым не является. Кроме того, со стратегической точки зрения Северное Косово, населенное сербами, менее важно, чем транспортный коридор Прешевской долины (известный среди албанцев как Восточное Косово, то есть территория с албанским меньшинством на крайнем юге Сербии). Коридор связывает Сербию с югом Балкан и Эгейским морем. Поэтому обмен территориями кажется, мягко говоря, нереальным.
С недавнего времени заметно растущее разочарование в сербских политических кругах, считающих переговоры игрой с нулевым выигрышем, которая на самом деле не может ничего дать Сербии, а может лишь принудить ее признать Косово независимым государством. Эта точка зрения, по-видимому, не далека от реальности. С другой стороны, в нынешней геополитической обстановке у Косово и его западных защитников недостаточно сил, чтобы заставить Сербию официально признать независимость Косово как «новорожденной страны».
Поэтому мы наблюдаем «диалог ради диалога», в котором важна форма, а не содержание. Поэтому, чтобы удовлетворить Европейский Союз, объявлен новый раунд переговоров. В то же время руководство Косово и Сербии предпочитает сосредоточиться на «реалити-шоу» для собственной публики, устраивая провокации, в том числе друг другу — такие как поезд с иконами, арест министра Марко Джурича, инцидент на озере Газиводе и тому подобные.
Единственный настоящий союзник Сербии
Отбросив тезисы о традиционном альянсе между православными славянскими братьями сербами и русскими, США осуществили интервенцию НАТО в Югославию в 1999 году и провозгласили независимость Косово в 2008 году, что наложило серьезный отпечаток на российскую внешнюю политику в отношении Запада и особенно США. С тех пор Кремль проводит более декларативную политику, прежде всего в широко понимаемом ближнем зарубежье.
Россия оказывала большую поддержку Сербии и сербам, проживающим за ее границами, на разных международных форумах, включая Совет безопасности ООН. На самом деле Россия долгое время оставалась единственным весомым союзником Сербии, несмотря на западную поддержку независимости Косово. Кроме того, Россия позиционировала себя как страна, предлагающая альтернативу неолиберальному глобальному порядку, который отстаивает Запад. Что касается Косово, Россия гарантирует безопасность и территориальную целостность Сербии вопреки позиции Европейского Союза и США. Политика Москвы практически полностью игнорирует официальные органы Приштины (Россия настаивает на резолюции Совета безопасности ООН под номером 1244), успешно выводя из себя не только косовских албанцев, но и Запад.
Еще важнее то, что проблема Косово — это большой шанс для России относительно легко заработать очки у сербской общественности и части политического класса, который не слишком симпатизирует идее так называемой евроатлантической интеграции. Высокопоставленные руководители России и Сербии часто обсуждают Косово на своих встречах, и на словах Россия всегда поддерживает Белград в случае инцидентов, упомянутых выше. При любой возможности, когда речь идет о Косово, Москва публично выражает безусловную поддержку политики Белграда, включая любой выход из ситуации, который устроил бы Сербию. Кроме того, у руководителей Сербии уже вошло в привычку выражать России своего рода ритуальную благодарность за ее поддержку в косовском вопросе на каждой встрече с российскими партнерами и даже на бизнес-форумах.
Вести об этом стратегическом партнерстве распространяют средства мягкой силы, в том числе финансируемые Россией СМИ. Распространяет их и сама Сербия, а также квазинезависимые телеканалы и другие СМИ, разные прокремлевские и антизападные аналитические центры, политические партии, включая представителей правящей Сербской прогрессивной партии и Социалистической партии Сербии, и простые граждане, так как большинство сербов не признает независимость Косово и вообще западное доминирование.
Многие уверены, что Россия вместе с Китаем сможет стать альтернативой Европейскому союзу в части экономики, и что Москва гарантирует безопасность Сербии. Так полагают даже те сербы, которые проживает за пределами Сербии. Например, Россия уже получила многоцелевую базу, которая стратегически выгодно расположена в Южной Сербии на границе с Косово.
И все же, несмотря на официальную риторику Кремля, Сербия и балканцы по-прежнему остаются джокером в рукаве российской внешнеполитической игры, которым воспользуются тогда, когда встанет вопрос о возможных договоренностях между Россией и США и Европейским Союзом о ближнем зарубежье, то есть бывших советских территориях.